Пыльца на скелете неандертальца в пещере Шанидар может быть свидетельством тщательно продуманных похорон

Открытия, сделанные в пещере Шанидар, являются одними из самых заставляющих задуматься и вызывающих разногласия останков неандертальцев, когда-либо обнаруженных. Среди нескольких скелетов, найденных в пещере, один, по-видимому, был похоронен вместе со значительным количеством пыльцы.

Некоторые интерпретировали это как свидетельство грандиозного погребального ритуала, как если бы неандертальца устроили похороны и на его могилу возложили цветы. Если это утверждение верно, это будет еще одним примером того, как неандертальцы обладали уровнем эмоционального интеллекта наравне с Homo sapiens, и предполагает, что этот вид не был теми тупицами с густыми бровями, которыми их до сих пор иногда изображают.

Однако это утверждение не лишено противоречий.

Найденная в горах Загрос в Курдистане на севере Ирака, пещера Шанидар была раскопана в 1950-х и 1960-х годах Ральфом Солецки и его командой из Колумбийского университета.

В то время здесь было найдено по крайней мере девять скелетов неандертальцев, а при более поздних раскопках было обнаружено еще одно тело. Количество найденных здесь останков указывает на то, что они были захоронены организованно, как неандертальское кладбище.

Шанидар IV, тело «цветочного захоронения», остается самым спорным из всех тел, найденных здесь. Осадок вокруг тела был усеян значительным количеством пыльцы таких цветов, как тысячелистник, василек, холостяцкая пуговица, чертополох, полынь, виноградный гиацинт, хвощ и мальва. Многие из этих растений обладают лечебными свойствами или, как известно, отпугивают насекомых.

Предположительно, этот неандерталец был взрослым мужчиной в возрасте от 30 до 45 лет и был похоронен на левом боку в частичном положении эмбриона. Ни на одном из других скелетов не было найдено пыльцы, что дает основания предположить, что этот человек был очень особенным человеком, возможно, даже своего рода шаманом.

В этом направлении мысли их хоронили с цветами, которые имели глубокое культурное или даже практическое значение для общества.

«Смерть не знает времени года, и, возможно, другие особи, найденные в Шанидаре, умерли в нецветущие сезоны. С другой стороны, могло случиться так, что даже если другие особи умерли в период цветения, по той или иной причине с ними не обращались так же, как с Шанидаром IV. Можно предположить, что Шанидар IV был не только очень важным человеком, лидером, но и, возможно, был своего рода знахарем или шаманом в своей группе», — считают некоторые ученые.

Однако с этой интерпретацией не все согласны, и в настоящее время ряд ученых склоняются к тому, что пыльца попала в пещеру благодаря мелким животным, которые таскали цветы в свои норы. Более того, было даже высказано мнение, что пыльца попала на это место в ходе самих раскопок.

Тем не менее, эти аргументы не должны умалять того, насколько умными были неандертальцы. Множество свидетельств теперь показывают, что у неандертальцев были сложные сообщества и они были невероятно умны.

Хотя до сих пор не совсем понятно, почему они вымерли около 40 000 лет назад, ясно, что это произошло не из-за недостатка умственных способностей. Как и Homo sapiens, они заботились об инвалидах в своих социальных группах и создавали блестящие произведения искусства, в том числе некоторые из древнейших известных наскальных рисунков.

Находки в пещере Шанидар, возможно, не доказывают этого, но не исключено, что неандертальцы хоронили своих мертвецов рядом с предметами, имеющими глубокое значение и красоту.