Самые старые мультфильмы в мире восходят к пещерным временам


Фото из открытых источников
От Франции до Индонезии и Австралии древняя жизнь нарисована на стенах затемненных пещер, кажущиеся неподвижными силуэты землистых цветов, которые перекликаются с более ранним временем. Но в последние годы археологи представили, как эти простые изображения могли запечатлеть движущиеся сцены способами, которые мы, возможно, упустили из виду. Анимация, похоже, уходит своими корнями в древние произведения искусства.
 
Ранее в этом году серия каменных гравюр странных животных со сросшимися телами вновь разожгла слухи о самых ранних формах анимации. Используя 3D-модели и программное обеспечение виртуальной реальности, чтобы оживить древние гравюры, команда археологов предположила, что каменные произведения искусства могли быть динамическими изображениями животных в движении, если смотреть на них в свете костра.
 
Хотя они могут быть далеки от гиперреальной анимации, которая развлекает нас сегодня, эти доисторические произведения искусства внушают благоговейный трепет — поскольку наше человеческое желание понять, представить и воссоздать движение глубоко укоренилось.
 
Другой пример, веками покрытый пеплом и пылью, находился в Шахр-э-Сухтех, месте археологических раскопок на юго-востоке Ирана, известном как «Сожженный город». Здесь исследователи обнаружили непритязательный кубок с обгоревшим красным изображением прыгающего козла, который оживает при вращении вазы — очень похоже на современный зоотроп 19 века.
 
В пяти последовательных изображениях рогатая коза вскакивает, чтобы съесть листья дерева, которое может представлять собой ассирийское древо жизни. Но археологи признали рисунки как серию изображений только спустя годы после того, как ваза была обнаружена в 1967 году.
 
Датировка предполагает, что глиняной вазе, которая в настоящее время выставлена в Национальном музее Ирана, около 5200 лет, и некоторые утверждают, что это может быть один из старейших примеров анимации. Хотя это может быть спорным, по крайней мере, персидские гончары осваивали ранние концепции анимации и постоянства зрения задолго до того, как изобретатели 19-го века сложили два и два.
 
Растянутые, графические и часто хаотичные повествовательные сцены отражают движение с повторяющимися последовательностями. Например, Гранд Панно в Зале Фонда, сцена охоты длиной более 10 метров, найденная в пещере Шове во Франции, заполнена лошадьми и бизонами, а также пещерными львами, которые снова появляются, чтобы преследовать свою добычу. Возраст стены составляет около 32 000 лет.
 
В Индонезии около 12 000 лет назад люди на острове Сулавеси рисовали панорамные сцены, растянувшиеся на известняковых стенах, изображающие сверхъестественных существ, дерущихся с буйволами, — эта история считается древнейшей из когда-либо найденных.
 
Хотя эти повествовательные проявления величественны, кубок Сожженного города указывает на знание его создателя в понимании серии изображений как последовательности движений. Древний гончар создал «ключевые кадры», которые содержат очень базовый уровень ныне классических принципов анимации, таких как сжатие и растяжение, ожидание и даже синхронизация и интервал», чтобы создать вазу, которая «должна быть результатом многих лет испытаний и экспериментов с ошибками.
 
Скетчи с разделенным движением также давно использовались для захвата движущихся частей тела. Эти произведения искусства, как и гравюры на камне, описанные ранее в этом году, накладывают друг на друга формы животных, у которых поначалу кажется, что у них на одну голову или больше ног, чем обычно.
 
Но на этих доисторических рисунках животные скачут, мотают головой или хлопают хвостом из стороны в сторону — сродни последовательности, которую можно увидеть в флипбуках. Иногда едва намеченные контурные линии вокруг головы или ног также передают ощущение движения. Так, восьминогий бизон, нарисованный в Алькове де Львов в пещере Шове, доказывает, что движение раздельного действия путем наложения уже использовалось с ориньякского периода примерно 35 000 лет назад. Эта графическая иллюзия достигает своего полного эффекта, когда свет от жирной лампы или факела перемещается по всей длине каменной стены.
 
Также были обнаружены древние костяные диски и двусторонние таблички с изображениями животных, которые, вероятно, использовались для создания развлекательных или символических зрительных иллюзий.
 
Но независимо от формы и возраста этих произведений искусства, они все равно рассказывают историю, которую мы можем собрать воедино только на расстоянии. Анимация или нет, мы все еще можем восхищаться древними наскальными рисунками, которые переносят зрителей в другие миры задолго до нашего времени и переориентируют наше понимание того, что значит быть человеком.