Кошки в средние века: что в средневековых рукописях сказано о домашних животных наших предков


Фото из открытых источников
В средние века у кошек была плохая репутация. Их предполагаемые связи с язычеством и колдовством означали, что к ним часто относились с подозрением. Но, несмотря на их связь со сверхъестественным, средневековые рукописи демонстрируют удивительно игривые изображения наших пушистых друзей.
 
Из этих (часто очень забавных) изображений мы можем многое узнать о средневековом отношении к кошкам — не в последнюю очередь о том, что они были центральным элементом повседневной средневековой жизни.
 
В средние века мужчин и женщин часто узнавали по животным, которых они держали. Домашние обезьяны, например, считались экзотикой и признаком состоятельности владельца, потому что их привезли из дальних стран. Домашние животные стали частью личной идентичности знати. Содержание животного, которому уделялось внимание, ласка и высококачественная еда в обмен на отсутствие какой-либо функциональной цели, кроме дружеского общения, означало высокий статус.
 
Для мужчин и женщин с высоким статусом в средние века не было ничего необычного в том, что их портрет был завершен в компании домашних животных, чаще всего кошек и собак, чтобы обозначить их высокий статус.
 
Часто можно увидеть изображения кошек в иконографии пиров и других домашних пространств, что, по-видимому, отражает их статус домашних животных в средневековом домашнем хозяйстве.
 
В «Тайной вечере» Пьетро Лоренцетти кошка сидит у огня, а маленькая собака облизывает тарелку с объедками на земле. Кошка и собака не играют никакой повествовательной роли в этой сцене, а вместо этого сигнализируют зрителю, что это домашнее пространство.
 
Точно так же в миниатюре голландского Часовника (распространенный тип молитвенника в средние века, который отмечал разделение дня особыми молитвами) мужчина и женщина изображены в уютной домашней обстановке, в то время как за ними хорошо ухаживают. кот смотрит из нижнего левого угла. Опять же, кошка не является ни центром изображения, ни фокусом композиции, но она принята в этом средневековом домашнем пространстве.
 
Как и сегодня, средневековые семьи давали своим кошкам имена.  Например, кошка 13-го века в аббатстве Болье была названа «клещом» в соответствии с надписью зелеными чернилами, которая появляется над рисунком этой кошки на полях средневековой рукописи.
 
В средневековом доме о кошках хорошо заботились. В начале 13 века в отчетах поместья в Куксхэме (Оксфордшир) упоминается сыр, купленный для кошки, что говорит о том, что они не были оставлены на произвол судьбы.
 
На самом деле, королева Франции 14-го века Изабо Баварская тратила огромные суммы денег на аксессуары для своих питомцев. В 1387 году она заказала для своей любимой белки ошейник, расшитый жемчугом и скрепленный золотой пряжкой. В 1406 году была куплена ярко-зеленая ткань, чтобы сшить для ее кошки специальный чехол.
 
Кошки также были обычными компаньонами для ученых, и хвалебные речи о кошках не были редкостью в 16 веке. В одном стихотворении кошка описывается как светлый и самый дорогой спутник ученого. Подобные хвалебные речи предполагают сильную эмоциональную привязанность к домашним кошкам и показывают, как кошки не только подбадривали своих хозяев, но и отвлекли их от тяжелого умственного труда чтения и письма.
 
Кошки в изобилии встречаются как символ статуса в средневековых религиозных пространствах. Существует множество средневековых манускриптов, в которых, например, иллюминированы (небольшие изображения) монахинь с кошками, а кошки часто появляются в виде рисунков на полях Часовников.
 
Но в средневековой проповеднической литературе также много критических замечаний по поводу содержания кошек. Английский проповедник 14-го века Джон Бромьярд считал их бесполезными и перекормленными аксессуарами богатых, которые получали выгоду, в то время как бедные голодали.
 
Кошки также считаются связанными с дьяволом. Их скрытность и хитрость при охоте на мышей вызывали восхищение, но это не всегда превращалось в качества, желательные для общения. Эти ассоциации привели к убийству некоторых кошек, что имело пагубные последствия во время Черной смерти и других эпидемий среднего возраста, когда большее количество кошек могло сократить популяцию крыс, зараженных блохами.
 
Из-за этих ассоциаций многие думали, что кошкам не место в священных местах религиозных орденов. Однако, похоже, не существовало никаких формальных правил, гласящих, что членам религиозных общин не разрешается держать кошек, и постоянная критика этой практики, возможно, предполагает, что домашние кошки были обычным явлением.
 
Даже если они не всегда считались социально приемлемыми в религиозных общинах, о кошках явно хорошо заботились. Это видно по игривым изображениям, которые мы видим в монастырях.
 
По большей части кошки чувствовали себя как дома в средневековом домашнем хозяйстве. И как ясно показывает их игривое изображение во многих средневековых рукописях и произведениях искусства, отношения наших средневековых предков с этими животными не слишком отличались от наших.