Ученые выяснили, что люди используют медвежьи шкуры не менее 300 000 лет

Люди используют медвежьи шкуры для защиты от холода уже не менее 300 000 лет. Об этом свидетельствуют следы порезов на плюсневой кости и фаланге пещерного медведя, обнаруженные на стоянке нижнего палеолита Шёнинген в Нижней Саксонии, Германия. Это делает его одним из старейших примеров этого типа в мире.

Исследование было проведено группой археологов из Тюбингенского университета, Зенкенбергского центра эволюции человека и палеоокружающей среды (SHEP) в Тюбингене вместе с коллегой из Лейденского университета. Это исследование было опубликовано в Журнале эволюции человека.

«Порезы на костях часто интерпретируются в археологии как указание на использование мяса», — объясняет исследователь из Тюбингена Иво Верхейен. «Но вряд ли можно восстановить мясо с костей рук и ног. В этом случае мы можем приписать такие тонкие и точные порезы тщательному снятию кожи».

Зимний мех медведя состоит как из длинных остевых волос, образующих воздушный защитный слой, так и из коротких густых волосков, обеспечивающих особенно хорошую теплоизоляцию. Медведям, в том числе вымершим пещерным медведям, для зимней спячки нужна была хорошо изолирующая шерсть. «Эти недавно обнаруженные порезы свидетельствуют о том, что около 300 000 лет назад люди в Северной Европе могли выживать зимой отчасти благодаря теплым медвежьим шкурам», — говорит исследователь, докторант Шёнингенского исследовательского проекта и сотрудник Управление государственного наследия Нижней Саксонии.

Но как были получены медвежьи шкуры? «Шёнинген играет решающую роль в дискуссии о происхождении охоты, потому что здесь были обнаружены самые старые копья в мире», — продолжает Иво Верхейен. Разве люди того времени тоже охотились на медведей? «Для этого есть некоторые признаки», — говорит исследователь.

«Если на месте археологических раскопок находят только взрослых животных, это обычно считается признаком охоты — в Шенингене все кости и зубы медведя принадлежали взрослым особям». Кроме того, по его словам, медвежью шкуру необходимо снимать вскоре после смерти животного, иначе шерсть выпадает, а шкура приходит в негодность. «Поскольку с животного сняли шкуру, оно не могло быть мертвым уже давно», — объясняет Верхейен.

Находка открывает новую перспективу, говорит тюбингенский профессор Николас Конард, руководитель исследовательского проекта в Шёнингене. Расположение следов порезов указывает на то, что пещерных медведей также использовали для добычи их шкур. «Поэтому животные использовались не только в пищу, но и их шкуры были необходимы для выживания в холоде», — говорит Конард. Использование медвежьих шкур, вероятно, является ключевой адаптацией древних людей к северному климату.