Ученые нашли топоры из обсидиана возрастом более миллиона лет

В Эфиопии археологами найдены сотни предметов, изготовленных из вулканического стекла. Углеродный анализ и иные методы диагностики показали, что их создали наши древние предки более миллиона лет назад.

Исследование с описанием артефактов опубликовали в журнале Nature Ecology and Evolution. В нем сказано, что исследованию были подвергнуты 575 найденных предметов, выполненных из обсидиана. Примерный возраст находок определен в более 1,2 миллиона лет.

В массиве находок долины реки Аваш ученые обратили внимание на 30 с лишним каменных топоров. Они имеют длину около 11,5 см. Скорее всего, древним людям они помогали справляться с рубкой деревьев и кустарников, они могли пригодиться для разделки животных и прочих манипуляций.

Вулканическое стекло отличается высокой остротой граней, его можно было применять даже в качестве инструмента для изготовления других орудий труда. Проблема лишь в хрупкости этого материала, так что его приходилось дополнительно обрабатывать, укреплять.

До сих пор в Европе находили изделия из обсидиана возрастом не старше 500 тысяч лет. Африканские находки намного старше. Но ученые уже сталкивались с фактами, что в самые давние времена вулканическое стекло транспортировали на очень дальние расстояния. Новые открытия лишь дополняют ранее полученные данные. Но на вопрос, кто же изготавливал эти орудия, пока точного ответа нет. Ученые склоняются к версии, что теми древними мастерами были Homo erectus.