Останки древней птицы с головой динозавра меняют представления об эволюции древней фауны

На севере Китая палеонтологами найдены отпечатки тела древней птицы Cratonavis zhui. Этот вид ранее не был известен. Тело и крылья у него типично птичьи, зато череп больше схож с головой динозавра.

В журнале Nature Ecology & Evolution (NE&E) появилась статья, где авторы находки утверждают: такие птицы — одно из звеньев эволюции, считавшихся потерянными. Найденный в Китае образец не единственный, есть и другие древние протоптицы, которых можно отнести к тому самому «потерянному звену». К ним относят Gansus yumenensis и Confuciusornis sanctus.

В последнее время в принципе изменились представления палеонтологов о том, как выглядели динозавры и как шла эволюция. Теперь считается, что большинство динозавров обладало оперением, многим было присуще появление потомства из яиц, которые они заботливо высиживали.

Китайские палеонтологи обнаружили новую находку в юго-восточной провинции Ляонин, в осадочных породах возрастом около 120 миллионов лет назад, это начало мелового периода. Здесь и ранее находили слепки тел динозавров, в том числе, летавших; и примитивных птиц.

Найденный недавно слепо Cratonavis zhui показал, что птица была весом около 600 граммов. Длина — до 30 см. Останки разглядели при помощи компьютерного томографа. Анатомия тела и крыльев оказалась близкой другим птицам древности, да и современным видам. Но череп был слишком массивным, с многочисленными зубами. Как у теропода, нелетающего хищника-динозавра.

Теперь понятно, что эволюция и динозавров, и древних птиц шла не линейно, а разными причудливыми траекториями.

Напомним: мы недавно рассказали о выводах испанского палеоантрополога, который на основе данных о древности и анализе современных тенденций предрек весьма печальное будущее человечества.