Стало ясно, чем утоляют голод сверхмассивные черные дыры

Черные дыры, как принято считать, образуются на месте гибели ряда звёзд. Часть из них являются огромными, сверхмассивными. До сих пор было много вопросов: как при такой гигантской массе они подпитываются, откуда берут энергию для поддержания бытия и даже роста. Теперь этот механизм стал яснее.

Исследование в журнале Nature Astronomy приоткрыло завесу тайны энергетического существования таких чрезвычайно крупных черных дыр. Они, как известно, имеют столь великую силу гравитации, что способны поглощать даже свет. Масса отдельных черных дыр в миллионы раз больше, чем у Солнца.

Космос хранит немало загадок. Ранее мы рассказали о любопытной гипотезе: почему инопланетные зонды, достигнув Земли, могут передавать о нас искаженную информацию.

Что до черных дыр, то в центре нашей галактики, как и у многих других, давно выявлено нахождение подобных загадочных объектов. Но откуда они черпают энергию, поддерживающую столь высокую гравитацию?

Специалисты Саутгемптонского университета проанализировали «поведение» более 3 тысяч черных дыр в разных галактиках. Их интересовало, есть ли различия в алгоритме взаимодействия разных объектов в этих системах.

Выяснилось: галактики, имеющие в своей сердцевине сверхмассивные черные дыры с высокой активностью, содержат еще и «смещенный» газ. Этот газ отличается особой траекторией движения: она другая, чем у звездных орбит.

Это навело на мысль, что смещенный газ образуется на месте слияния двух галактик. А потом он и становится «питанием» для черных дыр особой массы. Дальше ученые надеются рассчитать, как шло формирование черных дыр на заре Вселенной и какова роль смещенного газа в этом процессе.