Таинственных «раскрашенных людей» Шотландии давно нет, но их ДНК живет

Древняя ДНК показывает, что пикты, «раскрашенные люди» Шотландии, сражавшиеся с римлянами, не были загадочной группой, мигрировавшей из дальних стран. Вместо этого пикты имели местные корни и были связаны с другими людьми железного века в Британии, как показывает новое исследование. Анализ восьми скелетов с двух пиктских кладбищ, опубликованный в журнале PLOS Genetics, также предполагает, что пикты не организовывали свое общество вокруг женской родословной, вопреки тому, что уже давно предполагали историки.

Пикты, названные от латинского слова «picti» из-за того, что они, как сообщается, использовали краску для тела или татуировки, были народом, который в третьем веке нашей эры сопротивлялся римскому правлению и сформировал свое собственное королевство в северной Британии, которое просуществовало примерно до 900 года нашей эры. Письменной информации о пиктах очень мало — большая часть того, что они писали, написана уникальным и трудно поддающимся переводу письмом, называемым огамом, — и найдено лишь несколько их поселений и кладбищ.

Общее отсутствие источников о пиктах и их образе жизни привело на протяжении веков к многочисленным предположениям. В восьмом веке, в раннесредневековый период, например, такие историки, как Достопочтенный Беда, считали, что пикты эмигрировали из областей вокруг Эгейского моря или Восточной Европы и что они проследили свое происхождение по материнской линии, по материнской линии.

Однако в последние годы археологи и историки начали заниматься «пиктской проблемой», чтобы лучше понять эту культуру.

В недавно опубликованном исследовании международная группа исследователей извлекла генетическую информацию из восьми человеческих скелетов, захороненных на двух пиктских кладбищах — семи в Лундин-Линксе и одном в Балинторе в современной Шотландии.

«Lundin Links — одно из немногих раскопанных и хорошо датированных монументальных кладбищ раннесредневекового (пиктского) периода в Шотландии. Согласно прошлым исследованиям, кладбище датируется 450–650 годами нашей эры и содержит останки пары десятков человек», - сказал один из авторов исследования Линус Гирдланд Флинк из Абердинского университета.

Человеческие останки пиктского периода немногочисленны, но песчаные почвы в Лундин-Линкс лучше подходят для долгосрочного сохранения, потому что они менее кислые, чем почвы в других районах Шотландии. «Это навело нас на мысль, что ДНК также может быть сохранена, и побудило к дальнейшему расследованию», — сказал Флинк.

Команде удалось извлечь почти полный геном или набор генов человека из одного скелета с каждого из двух кладбищ. Оба генома, по сравнению с геномами других древних и современных групп с Британских островов, «выявляют близкое генетическое родство с популяциями железного века из Британии», пишут исследователи в исследовании, но также обнаруживают различия, которые, вероятно, связаны с миграцией. события и смешанные браки с другими группами.

Из всех семи скелетов исследователи смогли выделить информацию о митохондриальной ДНК (мтДНК), которая передается от матери к ребенку, что позволило им изучить предположение о матрилинейных пиктах. Но ни один из людей, мтДНК которых они проанализировали, не имел общих предков по материнской линии, а это означает, что они «вряд ли практиковали матрилокальность», согласно исследованию.

Команда также обнаружила, что гены пиктов сохранились у современных людей, живущих в западной Шотландии, Уэльсе, Северной Ирландии и Нортумбрии (средневековое королевство, которое теперь включает в себя части северной Англии и юго-восточной Шотландии), указывая на то, что, хотя их культура исчезли, их гены - нет.