В Африке нашли первую окаменелость осетра

Окаменелость «царской рыбы», возраст которой оценивается более чем в 66 миллионов лет, является первой найденной в Африке. Исторически осетра находили в более прохладных водах Северного полушария, за исключением Африки, но этот экземпляр был обнаружен в Марокко. Статья с результатами исследования была опубликована в журнале Cretaceous Research.

Открытие этого ископаемого в Африке имеет особое значение, поскольку оно является первым в своем роде, найденным на континенте, что позволяет предположить, что когда-то осетровые были более распространены, чем считалось ранее.

Профессор Дэвид Мартилл из Портсмутского университета заметил окаменелость, когда посещал известное местонахождение окаменелостей в Марокко во время производственной поездки в ноябре прошлого года. Он сказал: «Я нашел кусок камня с щитами, костяными внешними пластинами, найденными у этих тяжелобронированных рыб, и сразу понял, что это осетр. Это было удивительное открытие, потому что все виды осетровых в прошлом встречались исключительно в Северном полушарии. Они были обнаружены в Северной Америке, Европе, Азии, но никогда в Южной Америке, Австралии, Африке или Индии, которые представляют собой массивы суши, из которых состояла Гондвана, суперконтинент, существовавший около 336 миллионов лет назад и начавший распадаться около 150 миллионов лет назад».

Осетровые издавна ценятся за мясо и икру. Но в результате перелова, наряду с потерей среды обитания, многие виды находятся под угрозой исчезновения. И некоторые из них находятся на грани исчезновения в дикой природе.

Профессор Мартилл сказал: «Икра русской белуги — одна из самых дорогих в мире. Мы и не подозревали, что когда-то чрезвычайно редкий африканский осетр мог быть источником этого деликатеса».

Осетра часто считают живым ископаемым, потому что их предки восходят к тому же времени, когда бродили динозавры, более 200 миллионов лет назад. Они могут вырастать до семи метров в длину и достигать веса в 1,5 тонны, хотя такие размеры сегодня встречаются крайне редко.

Профессор Мартилл добавил: «Самые первые осетровые появляются в летописи окаменелостей в позднем триасовом периоде в Китае. <…> Этот новый марокканский вид усложняет модели происхождения этой важной группы рыб, которая обычно так широко распространена в Северном полушарии».