Редкие ископаемые юрские акулы показывают, что они сильно эволюционировали 150 миллионов лет назад

Редкая окаменелость, которая сохранила тело акулы юрского периода, позволила ученым попытаться выяснить, представляет ли этот вид недостающее звено между акулами и скатами или примитивный предок обеих групп. Как оказалось, ни одна из теорий не была верна, поскольку изучение ее адаптаций показало, что она уже была высоко развита. Новое исследование на эту тему было опубликовано в журнале Diversity.

История акул восходит ко временам динозавров примерно 400 миллионов лет назад, и как группа они пережили все пять массовых вымираний, а это означает, что в их генеалогическом древе можно проследить множество вен. Тем не менее, изучать их не очень легко, потому что это хрящевые рыбы, а это означает, что у них нет костного скелета, и поэтому в летописи окаменелостей они в основном встречаются только в виде зубов.

Исключением из этого правила является Konservat Lagerstätte в Баварии, Германия, где позднеюрские позвоночные (костные и хрящевые) были выбиты в скале с видимыми отпечатками их кожи, мышц и других мягких тканей. Подобно цветам в прессе, они раскрывают проницательный (если не двумерный) взгляд на животных, образцы которых мы редко находим.

Одним из видов, раздавленных в прессе Konservat Lagerstätte, был Protospinax annectans , известный вид, место которого в генеалогическом древе акул остается неизвестным. Он плавал во всей своей трехмерной красоте около 150 миллионов лет назад, его тело растянулось примерно на 1,5 метра.

Было ли это недостающим звеном между акулами и скатами или примитивным предком обеих групп, было предметом споров в течение нескольких лет. Итак, исследователи использовали образец, чтобы более внимательно изучить его неизвестную роль с помощью генетических данных (митохондриальная ДНК) и морфологических данных для реконструкции генеалогического древа акул.

Их результаты выявили неожиданный третий результат для места протоспинакса, который разделяет черты как акул, так и скатов. Это было не недостающее звено и не примитивный предок, а высокоразвитая акула.

«Мы склонны думать об эволюции как об иерархической, похожей на лестницу системе, в которой более старые группы находятся в основании, а люди, как очень молодой вид в истории Земли, находятся на вершине», — сказал автор исследования Патрик Л. Джамбура. «На самом деле, однако, эволюция никогда не останавливалась даже для этих примитивных представителей, но они продолжают развиваться день ото дня посредством изменений в их ДНК, как и мы. Только так они смогли адаптироваться к постоянно меняющимся условиям и выжить до наших дней».

Что касается того, почему Protospinax вымер, в то время как другие морфологически похожие виды акул были спасены, неясно, но кажется, что это животное не было ступенькой или порогом в эпической истории богатого прошлого акул.