Палеонтологи обнаружили ископаемое растение возрастом 80 миллионов лет

Открытие ископаемого растения возрастом 80 миллионов лет отодвигает известное происхождение ламиидов к меловому периоду, расширяя список почти 40 000 видов цветковых растений, включая современные основные культуры, такие как кофе, помидоры, картофель и мята.

Брайан Аткинсон, доцент кафедры экологии и эволюционной биологии в Канзасском университете и куратор палеоботаники в Институте биоразнообразия Калифорнийского университета, недавно опубликовал исследование ископаемого растения под названием Palaeophytocrene chicoensis в журнале Nature Plants.

«Эта окаменелость говорит нам о действительно разнообразной группе цветковых растений, эволюционировавших до нашего первоначального понимания», — пояснил Аткинсон.

Окаменелость принадлежит к группе лиан, представляющих собой древесные лозы, которые усложняют структуру тропических лесов. Это показывает, что эта группа цветковых растений появилась очень рано в летописи окаменелостей. Были некоторые гипотезы, что они существовали в меловом периоде, но нет хороших четких доказательств. Новое же открытие – это отличный показатель того, что структурно сложные тропические леса современного типа могли существовать уже 80 миллионов лет назад.

По словам исследователя, ископаемый плод проливает новый свет на «критический интервал» в истории жизни на Земле.

«Это время, когда леса переходят от преобладания голосеменных растений, таких как хвойные, к преобладанию цветковых растений», — сказал Аткинсон.

Ученым известно, что экологические переходы происходили в позднем меловом периоде, но все еще нет четких доказательств, как сформировались определенные экосистемы, такие как тропические леса, которые сегодня включают более половины живых видов растений. Эта окаменелость позволяет установить, что данная группа растений сформировалась гораздо раньше, чем считалось.

Хорошо сохранившаяся окаменелость была обнаружена в 1990-х годах строительными бригадами в Калифорнии. Окаменелость, расположенная в отложениях формации Чико, связанных с кампанским периодом (пятый из шести возрастов позднемеловой эпохи), была собрана Ричардом Хилтоном и Патриком Антуцци из Сьерра-колледжа и размещена в их музее естественной истории. Там с ней позднее и ознакомился Аткинсон.

Только когда Аткинсон увидел ископаемое растение, извлеченное десятилетиями ранее со строительной площадки, потенциальная значимость образца была понята. Он изучил структуру ископаемого фрукта с помощью световой микроскопии, что позволило ему сделать прекрасные фотографии образца. Тщательно изучив его расположение гребней, ямок, рядов и бугорков, исследователь смог провести сравнение с ранее описанными окаменелостями, чтобы правильно разместить его в генеалогическом древе.

Поместив ископаемое растение в род Palaeophytocrene, Аткинсон назвал вид chicoensis в честь формации Чико, где оно было найдено.

Если название ископаемого фрукта банально, то его значение не таково. Исследователь сказал, что результаты помогают установить, что одна из самых разнообразных групп цветковых растений пережила катаклизм, убивший динозавров, и эволюционировала в тысячи знакомых современных видов, включая жизненно важные пищевые культуры для человечества.

«Мое исследование включает в себя понимание глубокого времени, чтобы лучше понять, как возникло современное биоразнообразие, и, возможно, как оно будет развиваться в будущем с изменением климата», — сказал Аткинсон. «Я пытался охарактеризовать эти эволюционные события цветковых растений в меловой период, когда разнообразие этих растений просто резко увеличилось. Трудно было установить меловые данные о ламиидах, но я знал, что эти окаменелости должны быть где-то поблизости. Западное побережье Северной Америки недостаточно отобрано для меловых растений по сравнению с западным внутренним и восточным побережьем Северной Америки. Расширяя нашу выборку географически, мы будем находить все больше и больше растений, которые помогут нам понять разнообразие мелового периода, которое привело к современному биоразнообразию».