Редкие окаменелые перья раскрывают секреты палеонтологического очага мелового периода

Биота Джехоль в Китае известна потрясающими окаменелостями, в которых сохранились мягкие ткани — кожа, органы, перья и мех. Эти окаменелости дают редкое представление об эволюции таких характеристик, как полет, но они нуждаются в тщательной интерпретации, чтобы понять, как выглядели и вели себя мягкие ткани при жизни и как на них могло повлиять разложение.

В исследовании, опубликованном в Frontiers in Earth Science , были проанализированы пять окаменелостей ранней меловой птицы Sapeornis chaoyangensis, чтобы изучить, как окружающая среда, в которой они были похоронены, изменила сохранность их мягких тканей.

«Биота Джехоль является наиболее информативным источником для понимания экологии мезозоя», — сказал автор-корреспондент доктор Ян Чжао из Института геологии и палеонтологии Университета Линьи. «Лучшее понимание разнообразия тафономии наземных позвоночных Джехол может помочь нам, наконец, лучше понять прошлое и будущее биологической эволюции».

Даже в Джехол-Биоте не все окаменелости одинаково хорошо сохранились, и понимание палеоокружающей среды имеет решающее значение для понимания различий. Без этой информации ученым трудно оценить сохранность мягких тканей, что ограничивает интерпретацию доказательств. Но в Джехоль-Биоте из-за большого количества раскопанных образцов можно сравнивать особей одного и того же вида, чтобы понять тафономические эффекты — эффекты процессов, которые произошли между смертью и раскопками — окружающей среды на мягкие ткани.

«Сообщается об исключительно хорошо сохранившемся наборе мягких тканей для множества таксонов биоты Джехол, которые содержат незаменимую информацию для понимания ранней эволюции биологических и экологических характеристик», — сказал Чжао. «Мы хотели бы исследовать факторы, влияющие на их сохранность».

Образцы, которые использовали ученые, были выбраны из архивов Шаньдунского музея естественной истории Тяньюй и сопоставлены с образцами донных отложений для анализа. Все они были полностью сочленены — окаменели, все суставы все еще были соединены, — но степень сохранности мягких тканей была разной. STM 15-36 был выдающимся, поскольку он сохранил полный слой перьев в удивительных деталях.

Команда проанализировала отложения, чтобы определить, каким органическим материалом были окружены птицы, когда их хоронили, и как откладывались отложения. STM 15-36 был связан с самым крупным зерном отложений, а также с лучшей сохранностью, а окружающий органический материал происходил в основном из наземных растений, а не из озерных водорослей, как другие четыре птицы. Климат, когда был нанесен STM 15-36, был более теплым и влажным, а среда, в которой он был помещен, была более бескислородной, что предотвратило гниение перьев до того, как они окаменели.

Было два возможных варианта объяснения быстрого захоронения СТМ 15-36: вулканическая активность или сильный ливень, смывший его и погребший под другими обломками. Поскольку окаменелости в пирокластических потоках плохо сохраняют мягкие ткани, наиболее вероятным объяснением является то, что птица была унесена ливнем и быстро похоронена на дне озера, где ограниченная среда захоронения гарантировала, что ее не потревожат. Такое стечение обстоятельств означало, что миллионы лет спустя его красивое оперение все еще сохранилось в камне.

«Эта находка представляет собой ценный пример тафономии наземных позвоночных Джехол и природы мезозойских экосистем», — сказал Чжао. Она добавила, что с нетерпением ждет будущих исследований, посвященных химическим особенностям и микроструктуре самих перьев, которые расширят понимание учеными того, как эти птицы жили и умирали.