Frontiers in Endocrinology: генные мутации могут вызвать изменение пола человека

Исследователи из Медицинской школы Университета Индианы открыли молекулярный механизм, приводящий к нарушению формирования пола у людей с синдромом Свайера. Результаты исследования были опубликованы в журнале Frontiers in Endocrinology.

Синдром Свайера — это генетическое заболевание, при котором человек рождается с мужским набором XY половых хромосом, но с женским телом. У людей с этим синдромом есть родовые пути и матка, но нет функционирующих яичников, поэтому они могут иметь детей только после ЭКО с донорской яйцеклеткой. Это свойство также предрасполагает к развитию редких форм рака.

Исследователи сосредоточились на участке ДНК хромосомы SRY-Y, который определяет мужской пол будущего человека.

«Потеря атома в SRY, атоме кислорода в критической аминокислоте тирозине, снижает шансы мужчины на правильное развитие. Обычно у отца хромосомы XY, а у дочери — хромосомы XX. Однако иногда дочери несут набор XY из-за мутации. в SRY. Предполагалось, что это будут мальчики, но что-то пошло не так. С точки зрения эволюции, это шаги в развитии новых генов, определяющих пол. Мы хотели выяснить, как именно внутриутробная смена пола происходит при синдроме Свайера», - отмечают исследователи.

Команда создала модель молекулярной динамики (МД) интерфейса молекул воды в SRY для определения пола ребенка. Эксперты обнаружили, что тирозин отвечает за смену пола при синдроме Свайера.

«В моделировании МД тирозин удерживал молекулы воды вместе и образовывал мостик к ДНК. Это новое пятнышко просуществовало всего стотысячные миллисекунды, прежде чем его заменила другая молекула воды — фенилаланин. Это то, что происходит с мутацией в SRY; обычно тирозин не превращается в фенилаланин. И именно это изменение приводит к разрыву контактов между ДНК и белками. Это приводит к аномальному формированию пола», — заключили исследователи.