Ученые предложили альтернативную разгадку тайны волшебных кругов Намибии

Сказочные круги — бесплодные участки, образующие узоры в засушливых и пустынных районах, — были впервые описаны учеными из Намибии в 1970-х годах, что вызвало глобальные споры об этом явлении. Новая статья, опубликованная в журнале Nature Ecology & Evolution, написанная межкультурной группой исследователей и аборигенов из региона Западной пустыни Австралии, бросила вызов научным теориям.

Руководитель группы и этноэколог доктор Фиона Уолш, адъюнкт Инженерной школы UWA, сказала, что недавнее исследование в Австралии, проведенное международной группой, использовало стандартные научные методы и пришло к выводу, что круги фей возникли из-за растений, конкурирующих за воду и питательные вещества.

«Однако, когда мы работали с аборигенами, изучая их обычаи и истории, искусство и дизайн, мы пришли к другому выводу», — сказал доктор Уолш.

«Аборигены рассказали нам, что эти правильные круглые узоры голых «тротуаров» заняты термитами спинифекс. Мы увидели сходство между узорами в искусстве аборигенов и видами тротуаров с воздуха и нашли картины с глубокими и сложными историями о деятельности термитов и предков термитов», - пояснила она.

Исследовательская группа обнаружила, что подобный опыт передавался из поколения в поколение разными группами аборигенов. Команда исследовала участки, содержащие несколько «волшебных кругов» в стране Нияпарли, к востоку от Ньюмана в регионе Восточная Пилбара в Вашингтоне, выкопав 60 траншей глубиной до 15 см. Они также осмотрели «тротуары» в Ньюхейвене, принадлежащем Австралийскому заповеднику дикой природы в стране Уорлпири, Северная территория.

Ученые выяснили, что во всех были видны термитники, а почти в половине – живые термиты-жнецы. При этом термитные сооружения были как раз намного более распространены под такими «тротуарами», чем в других местах. Это, по мнению ученых, предоставляет альтернативные научные доказательства доминирующей международной теории, объясняющей феномен «волшебного круга» в Австралии».

Соавтор и эколог термитов, доцент Тео Эванс из Школы биологических наук UWA сказал, что термиты-жнецы похожи на криль пустынных экосистем.

«Они очень многочисленны — большинство людей думают о надземных термитниках, но есть целое сообщество, которое живет в основном под землей», — сказал Эванс.