Пять открытий, изменивших наше представление о том, как древние египтяне создавали мумии


Фото из открытых источников
Спустя столетия после того, как первые золотые гробы были доставлены в Европу, древние египетские мумии по-прежнему живо захватывают воображение людей. Возможно, нас пугает величие их ритуалов и традиций. Но новые открытия продолжают подвергать сомнению представления ученых об этих древних обрядах.
 
За последние 10 лет произошли большие изменения в нашем понимании того, как, почему и когда были созданы мумии. В основном это связано с новыми научными открытиями. Вот пять наиболее важных из них, которые изменили наши представления об этом древнем процессе.
 

1. Мумификация старше, чем предполагали археологи


 
На протяжении десятилетий самые старые известные мумии принадлежали эпохе Старого Царства (около 2500–2100 гг. До н.э.), примерно в то время, когда египтяне начали больше использовать гробы. Эти мумии редки, но на них есть признаки того, что они были специально подготовлены бальзамировщиками. Считалось, что мумии до периода Старого царства были созданы естественным путем путем захоронения тел в могилах, вырубленных в горячем сухом песке. Ученые считали, что бальзамирование было разработано для хранения тел в гробах.
 
Но химические тесты, опубликованные в 2014 и 2018 годах, показали, что смолы и духи уже использовались для сохранения кожи мертвых более 6000 лет назад, до того, как гробы стали обычным явлением, и задолго до эпохи Старого Царства.
 

2. «Рецепт» варьировался по всему Египту


 
Недавние научные исследования мумий и горшков, используемых для мумификации, показали, что методы различались от места к месту и не были стандартизированы, как считалось ранее.
 
В каждом регионе были свои мастерские по бальзамированию, где мумии изготовлялись в рамках сложного и тщательно охраняемого ритуала. Эта секретность означает, что сохранилось очень мало записей.
 
Бальзамировщики, жившие в политически важных областях, таких как Фивы (современный Луксор), имели доступ к новейшим материалам для мумификации в рамках обширной торговой сети. В более отдаленных районах, таких как оазисы, приходилось обходиться бальзамировщикам. Натриевая соль, используемая для сушки тела, была тяжелой и ее было трудно транспортировать. Смолы и духи могли быть дорогими, поскольку их продавали на большие расстояния в обмен на другие предметы роскоши.
 
Вместо этого бальзамировщики в этих отдаленных районах разработали творческие методы. Например, они использовали палочки, чтобы сделать связки мумий более жесткими или прикрепить части тела, отпавшие во время мумификации. Они также создали составные мумии, составленные из частей нескольких человек.
 
Мы не до конца понимаем, как эксперименты по мумификации возникли в разных областях или периодах времени. Хотя, вероятно, был элемент проб и ошибок.
 

3. Древние отчеты не всегда были надежными


 
Имеющаяся у нас информация о мумификации исходит в основном от двух древнегреческих писателей, Геродота и Диодора Сицилийского. Они описывают этапы мумификации, такие как использование крючка для извлечения мозга через нос. Они также говорят нам, что сердце оставалось в теле, потому что считалось важным для загробной жизни.
 
Научные исследования с использованием компьютерной томографии показали, что правила мумификации были менее жесткими, чем думали Геродот и Диодор Сицилийский. Лишь у четверти известных мумий сердце осталось в теле. И у многих мумий все еще есть мозг. Если бальзамировщики и вынимали мозг, то иногда применяли другие методы, чтобы не повредить лицо. Отверстия были обнаружены в нижней части черепа и через разные пути в нос.
 

4. Египтяне перерабатывали гробы


 
Древесина для гробов в Древнем Египте была дефицитной и дорогой. Не каждый мог позволить себе новый гроб или льняную накидку. Хороший гроб — но не роскошный — в Новом Царстве стоил около пяти коз или 250 буханок хлеба.
 
Апсайклинг и переработка — не современные понятия. Чтобы сэкономить деньги, бальзамировщики часто брали гробы из уже используемых гробниц. Их можно было перекрасить, чтобы указать имя нового владельца, или части иногда использовались для изготовления нового гроба. На гробницы часто совершали набеги грабители в поисках ценностей, после чего их часто оставляли открытыми. Это облегчило другим поиск в гробнице гробов и оберток для повторного использования.
 
Домашнее белье также часто использовалось в качестве оберток для мумий, когда оно изжило себя. Современные методы исследования, такие как радиоуглеродное датирование, показывают, что эта практика была широко распространена. Материалы для гробов, льняные обертки и другие материалы иногда датируются на несколько сотен лет старше человека, с которым они были похоронены.
 

5. Запутанная история туристической торговли


 
Теперь мы знаем, что мумии в музеях за пределами Египта не всегда находятся в гробах, в которых они были обнаружены. Многим мумиям присваивается историческая дата в зависимости от стиля и украшения их гроба. Форма, декор и религиозные тексты на них со временем менялись.
 
Но в 19 и начале 20 веков мумии продавались туристам, ученым или коллекционерам. Продавцы клали хорошо завернутые мумии в гробы из разных гробниц, чтобы побудить людей покупать их. Несоответствие выявляется только при научном изучении мумии.
 
В настоящее время незаконно вывозить мумии или любые другие древние артефакты из Египта. Однако в частных домах до сих пор осталось немало мумий, купленных более века назад и порой забытых.
 
Вместо одной непоколебимой традиции египетская мумификация была разнообразной. Погребальные ритуалы, доступные кому-то, демонстрировали, насколько важны они и их семья. Мумификация с использованием самых современных технологий и материалов не только помогала человеку закрепиться в загробной жизни, но и была важным признаком статуса.
 
Невозможно знать, что нам покажет очередная археологическая или научная находка. Но ясно одно: даже древним бальзамировщикам иногда приходилось импровизировать.