Археологи раскрыли древний рецепт бальзамирования в Египте


Фото из открытых источников
Древнеегипетское искусство мумификации мертвых было намного сложнее, чем считалось. Это включало в себя создание сложных смесей, которые требовали глубоких знаний в области химии, а также масел и бальзамов, импортируемых со всего известного мира, иногда даже из джунглей Юго-Восточной Азии, как показывает новое исследование, опубликованное в журнале Nature.
 
Чтобы раскрыть секретный рецепт мумификации, ученые проанализировали остатки керамических сосудов, найденных в 2600-летней мастерской по бальзамированию в некрополе Саккара, к югу от Каира.
 
Древние египтяне считали, что сохранение тела умершего необходимо для продолжения существования души в загробной жизни, и чем богаче человек был, тем больше усилий и денег уходило на процесс бальзамирования.
 
О том, сколько усилий можно почерпнуть из нового исследования, в ходе которого были определены вещества, содержащиеся в 31 мензурке и чаше, найденных в комплексе Саккара. Мастерская, раскопанная в 2018 году, служила универсальным похоронным бюро для элиты Египта в седьмом и шестом веках до нашей эры.
 
Известно, что мумификация в Древнем Египте была длительным процессом, который длился до 70 дней. Он включал удаление внутренних органов, которые относительно быстро разлагались и хранились в отдельных банках, травление тела в соляной ванне и, наконец, нанесение всевозможных веществ на кожу и на бинты, которые затем были обернуты вокруг тела, придавая ему классический вид мумии.
 
Как объяснил профессор археологии Филипп Стокхаммер из Мюнхена, который руководил командой исследователей, анализ остатков как раз и был направлен на идентификацию этих веществ. Исследователи смогли проанализировать образцы в самом Египте с помощью газовой хроматографии и масс-спектрометрии.
 
Ученые уже имели некоторые знания об ингредиентах, используемых при мумификации, либо из предыдущих химических анализов мумий, либо потому, что древние египтяне удобно маркировали сосуды, которые они использовали для процесса бальзамирования. Единственное – расшифровать эти этикетки было не всегда возможно.
 
Например, вещество под названием антиу долгое время интерпретировалось как мирра или ладан. Но кувшины с надписью «антиу» в Саккаре на самом деле содержали тщательно продуманную смесь кедрового, можжевелового или кипарисового масла с животными жирами.
 
«Эти антибактериальные вещества защищали мумию от роста бактерий. Конечно, они ничего не знали о бактериях, но у них были тысячи лет наблюдений и экспериментов, и они знали, что одни вещества могут сохранять кожу лучше, чем другие», - пояснил Стокхаммер.
 
Способность анализа остатков дать представление о составе таких соединений, как антиу, является очень важным вкладом в египтологию. Ученые поясняют, что названия были известны давно, но никогда не было полной уверенности в том, что они означают. В то же время, следует понимать, что за прошедшие тысячелетия могли измениться и рецепты, и термины, и даже сами вещества.
 
Древние египтяне начали мумифицировать своих умерших более 5000 лет назад , и со временем их рецепты бальзамирования менялись и совершенствовались, включая продукты, которых не было в долине Нила.
 
Хвойные деревья, из которых изготавливают масла, используемые в Саккаре, не растут в Египте, но эти бальзамы можно довольно легко импортировать со всего Средиземноморья, возможно, из Леванта. Еще одним ингредиентом левантийского происхождения, обнаруженным в ходе анализа, был битум или асфальт, который ученые определили как происходящий из Мертвого моря. Битум не только помог сохранить тело, но и служил ритуальной цели, окрашивая мумию в черный цвет, чтобы она напоминала Осириса, темнокожего бога мертвых.
 
Между прочим, когда арабы впервые столкнулись с забальзамированными телами древних египтян, они назвали их мумия — по их слову, обозначающему битум, — которое затем стало мумией на английском языке.
 
Другие ингредиенты, обнаруженные в Саккаре, должны были быть привезены гораздо дальше, чем древний Израиль. Несколько сосудов в мастерской содержали следы смолы элеми и камеди даммара.
 
Элеми могли быть родом из тропической Африки или Юго-Восточной Азии, хотя некоторые биомаркеры, выявленные исследователями, указывают на их происхождение из азиатских джунглей.
 
Для даммара больше уверенности в его происхождении, так как по сей день эти деревья растут только в Юго-Восточной Азии. Вероятно, он должен был прийти из этих очень далеких стран.
 
Это не означает, что египетские корабли плавали в Индонезию около 2600 лет назад, а означает, что между этими двумя регионами существовала непрямая торговля, пояснил Стокхаммер.
 
Известно, что уже тогда Индия была ключевым перевалочным пунктом для торговли между Востоком и Западом, имея прочные связи с Ассирией, говорит он. Вполне вероятно, что продукты с Дальнего Востока поступали в индийские порты и оттуда доставлялись по Персидскому заливу в Месопотамию, а затем по суше в Левант и Египет.
 
В то время, когда действовала мастерская в Саккаре, в седьмом веке до нашей эры, сам Египет был тесно связан с Месопотамией, так как им правила 26-я династия фараонов, установленная ассирийскими захватчиками.
 
«Это время, когда Египет больше не находится на пике своего развития, но это также время, когда взаимосвязанность достигла новых высот», — говорит Стокхаммер.
 
Стоит отметить, что предыдущие исследования Стокхаммера и его команды уже выявили следы сои, бананов и других экзотических продуктов с Дальнего Востока на зубах древних ханаанеев и филистимлян, живших более 3000 лет назад — даже раньше, чем мастерская в Саккаре. Есть даже недавние исследования, которые предполагают, что хлопок из долины Инда, возможно, попал в Левант в эпоху неолита, более 7000 лет назад.
 
Таким образом, хотя это и не является полной неожиданностью, использование восточноазиатских продуктов для изготовления египетских мумий является еще одним подтверждением того, насколько глобализированным был мир уже тысячи лет назад, и сколько ноу-хау и инвестиций было вложено в процесс бальзамирования.
 
«Мы видим, что было мобилизовано много химических знаний и экономических сетей, чтобы сохранить тело навечно», — говорит Стокхаммер.
 
Добавляя еще один уровень сложности, похоже, что бальзамировщики использовали разные смеси для разных частей тела и разных целей, сообщают исследователи. Баночки с надписью «для желудка» содержали пчелиный воск; те, у кого были вещества для сохранения печени, содержали хвойное масло и элеми; голову обрабатывали смесью элеми, фисташковой смолы (она же мастика), кедра и кипариса или можжевельника; бинты были обработаны хвойным маслом, а смесь животных жиров и благовоний была помечена как мазь, «чтобы сделать его запах приятным».
 
Стокхаммер добавляет, что количество этих продуктов, импортируемых со всего мира, должно быть значительным.
 
В более ранние периоды мумификация была зарезервирована для фараона и высших эшелонов египетского общества, но ко времени 26-й династии, хотя она все еще была дорогой, она стала достаточно доступной и для представителей высшего и среднего классов, отмечает он.
 
Мастерская в Саккаре, вероятно, предлагала пакеты по разным ценам, от потрошения и бальзамирования до захоронения в саркофагах разного качества. По словам Стокхаммера, для того, чтобы такое предприятие могло постоянно работать на квазипромышленном уровне, должен быть достаточный спрос.
 
«Трудно судить, какой процент людей был мумифицирован, но даже если в тот период во всем Египте их было всего от 500 до 1000 в год, вам все равно нужно было бы привозить тонны этих материалов для процесса бальзамирования», — говорит он. «Я думаю, что это сыграло важную экономическую роль, даже если это трудно определить количественно».
 
Причем нельзя не отметить, что в Древнем Египте бальзамировали не только богатых людей. Все виды животных, от кошек и собак до змей и крокодилов, мумифицировались в качестве подношений богам. Отдельные исследования уже показали, что материалы для мумификации животных были аналогичны тем, которые использовались для мумификации людей.
 
По словам Стокхаммера, будущие анализы остатков сосудов, найденных на предприятиях по бальзамированию других периодов, могут помочь исследователям ответить на многие другие вопросы. Во-первых, это могло бы помочь нам понять, как такие соединения, как антиу, менялись с течением времени, предполагает он. Кроме того, ученые планируют выяснить, использовались ли разные вещества для людей из разных социальных слоев.