Картины художников времен индустриализации показали тенденции загрязнения воздуха


Фото из открытых источников
Два прошлых века стали временем поступательной индустриализации Западной Европы. Они сопровождались чудовищным загрязнением атмосферы, особенно, в городах. Сейчас сложно дать точные оценки содержания промышленных выбросов в те времена, поскольку уровень исследований, измерений тогда был весьма слаб. Но ученые США и Франции предложили весьма оригинальный и даже изящный метод оценки уровня экологической составляющей.
 
Они решили понять, насколько грязным был воздух мегаполисов в XIX и первой половине XX века, внимательно вглядываясь в картины художников тех эпох. В первую очередь, по тем художественным полотнам, датировка которых не вызывает вопросов.
 
Скажем, Николая Рериха многие упрекали за «чрезмерную» яркость красок. Мол, таких в реальности не бывает в природе. Бывает! Это краски высокогорья, где и писал Рерих ряд своих знаковых произведений. Напротив, картины разных авторов, изображавшие гибель Помпеи, часто очень реалистично показывали состояние воздуха в момент катастрофы.
 
Когда художник пишет картину с натуры, он отображает те краски, ту игру света и теней, что есть на данный момент. Если в воздухе присутствует большой объем взвешенных частиц (пыли, копоти, химических выбросов от предприятий и транспорта), то это определенным образом отражается на яркости изображаемых объектов. В «грязной» атмосфере объекты получатся менее четкими, более размытыми. Что и показал анализ десятков картин Уильяма Тернера и Клода Моне. Об этом исследовании ученые рассказали в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
 
В итоге было выяснено: чем выше становилось загрязнение среды, тем чаще в работах прославленных мастеров встречались туманные контуры вместо четких. Цвета тоже менялись, от более насыщенных в сторону пастельных. Стиль становился более импрессионистским. Аналогичные перемены происходили и со стилистикой работ ряда других представителей живописи тех лет.