В картине Рембрандта «Ночной дозор» найдено необычное соединение

«Ночной дозор», написанный в 1642 году и сегодня выставленный в Государственном музее Амстердама (Нидерланды), является одним из самых важных шедевров Рембрандта и крупнейшим произведением искусства. В рамках операции «Ночной дозор» 2019 года, крупнейшего проекта по исследованию и сохранению шедевра Рембрандта, международная исследовательская группа объединила усилия, чтобы изучить, как материалы для рисования реагируют химически и со временем.

Команда ученых объединила методы многомасштабной визуализации, чтобы химически изучить материалы, использованные Рембрандтом в «Ночном дозоре». Рентгеновский сканирующий прибор, разработанный в Университете Антверпена (Бельгия), был применен непосредственно к картине, в то время как крошечные фрагменты, снятые с картины, были изучены с помощью синхротронных микрорентгеновских зондов в ESRF, Европейском синхротроне (Франция). установка PETRA-III (Германия).

Эти два типа анализов выявили присутствие неожиданного металлоорганического соединения: формиатов свинца. Это соединение никогда раньше не обнаруживалось на исторических картинах. «В картинах формиаты свинца были отмечены только один раз в 2020 году, но в модельных картинах (макет, свежие краски). И там… мы не только обнаруживаем формиаты свинца, но и идентифицируем их в местах, где нет свинцового пигмента. , белый, желтый. Мы думаем, что они, вероятно, быстро исчезают, поэтому до сих пор они не были обнаружены в картинах старых мастеров», — объясняет Виктор Гонсалес, научный сотрудник CNRS в лаборатории супрамолекулярной и макромолекулярной фотофизики и фотохимии (PPSM) (CNRS/ENS). Пари-Сакле) и первый автор статьи.

Почему этот не исчез тогда? Для Катриен Кеуне, научного руководителя Рейксмузеума и профессора Амстердамского университета (Нидерланды), это открытие является ключом к лучшему пониманию Рембрандта: «В операции «Ночной дозор» мы фокусируемся на живописной технике Рембрандта, состоянии картины и на том, как мы может наилучшим образом сохранить его для будущих поколений.Формиат свинца дает нам новые ценные сведения о возможном использовании масляной краски на основе свинца Рембрандтом и потенциальном влиянии масляных лаков от прошлых консервационных обработок, а также о сложном химическом составе исторических картин маслом».

Каково происхождение этого соединения? Может ли он предоставить информацию о рецептах мастерской Рембрандта или пролить свет на химические механизмы, действующие в слоях старой краски? Чтобы ответить на эти вопросы, ученые изучили фрагменты из «Ночного дозора» и изготовленные в лаборатории модельные образцы, имитирующие составы художника.

Они работали с гипотезой о том, что Рембрандт использовал органическую среду (льняное масло), содержащую растворенный оксид свинца (глет PbO), для усиления его сиккативных свойств. «Благодаря уникальным аналитическим характеристикам ESRF, самого яркого в мире источника синхротронного света, мы смогли составить карту присутствия формиатов в микрометрическом масштабе и проследить их формирование во времени», — объясняет Марин Котт, ученый из ESRF.

Пространственная организация соединений на микроуровне и динамика их состава позволили исследователям выдвинуть новые гипотезы о химических условиях их кристаллизации in situ в слоях старой краски.

«Помимо предоставления информации о изобразительных техниках Рембрандта, это исследование открывает новые возможности для изучения реакционной способности исторических пигментов и, следовательно, для сохранения наследия», — объясняет Коэн Янссенс, профессор Университета Антверпена.

Следующим шагом для команды является дальнейшее изучение происхождения этих образований и проверка того, могут ли они также возникать в результате прошлых восстановительных процедур.