Анализ древней ДНК выявил брачные правила на минойском Крите

Международная группа исследователей из Института эволюционной антропологии Макса Планка в Лейпциге, Германия, сообщает о совершенно новых взглядах на правила брака и семейные структуры бронзового века в Греции. Анализы древних геномов показывают, что выбор брачных партнеров определялся собственным родством. Результаты были опубликованы в журнале Nature Ecology & Evolution.

Когда Генрих Шлиман более 100 лет назад обнаружил богатые золотом гробницы в Микенах с их знаменитыми золотыми масками, он мог только строить догадки о родстве похороненных в них людей. Теперь, с помощью анализа древних геномов, впервые стало возможным получить представление о правилах родства и брака на минойском Крите и в микенской Греции.

Исследовательская группа из Института эволюционной антропологии Макса Планка (MPI-EVA) вместе с международной командой партнеров проанализировала более 100 геномов людей бронзового века из Эгейского моря. «Без тесного сотрудничества с нашими партнерами в Греции и во всем мире это было бы невозможно», — говорит археолог Филипп Стокхаммер, один из ведущих авторов исследования.

Благодаря недавним методологическим достижениям в производстве и оценке наборов древних генетических данных теперь стало возможным получать обширные данные даже в регионах с проблематичной сохранностью ДНК из-за климатических условий, таких как Греция. Для микенской деревушки 16 века до н.э. удалось даже реконструировать родство жителей дома — первое до сих пор генетически реконструированное генеалогическое древо для всего древнего Средиземноморья.

Судя по всему, некоторые из сыновей в зрелом возрасте все же жили на родительском хуторе. Их детей похоронили в могиле под двором усадьбы. Одна из жен, вышедших замуж в дом, привела в семью свою сестру, так как ее ребенок также был похоронен в той же могиле.

Однако совершенно неожиданным оказалось другое открытие: на Крите и других греческих островах, как и на материке, 4000 лет назад было очень распространено жениться на двоюродной сестре.

«Сейчас опубликовано более тысячи древних геномов из разных регионов мира, но, похоже, такой строгой системы родственных браков не существовало больше нигде в древнем мире», — говорит Эйрини Скуртаниоти, ведущий автор исследования. кто проводил анализы. «Это стало полной неожиданностью для всех нас и вызывает много вопросов».

Как можно объяснить это конкретное правило брака, исследовательская группа может только догадываться. «Может быть, это был способ предотвратить все больший и больший раздел унаследованных сельскохозяйственных угодий? В любом случае это гарантировало определенную преемственность семьи в одном месте, что является важной предпосылкой для выращивания оливок и вина, например», - подозревает Стокхаммер. «Несомненно то, что анализ древних геномов будет и впредь давать нам фантастическое новое понимание древних семейных структур в будущем», — добавляет Скуртаниоти.