Впервые лунный календарь стали использовать охотники-собиратели еще в ледниковый период

Группа британских исследователей опубликовала в Кембриджском археологическом журнале исследование, посвященное знакам, соседствующим с наскальными рисунками, относящимися к ледниковому периоду, то есть, сделанными десятки тысяч лет назад.

Наскальные рисунки древних людей давно интересуют ученых разных стран. Самые древние из них были выполнены в ледниковую эпоху, их авторами были охотники и собиратели того периода. Животные, изображенные на стенах пещер, явно были объектами охоты.

Внимание к ним наших предков вполне понятно, охота была часто единственным источником выживания. Собирательство тоже играло свою роль, но в холодные времена — минимальную.

Долгое время ученые не могли расшифровать «пометки», сделанные древними художниками рядом с рисунками. Это точки, линии, простые геометрические фигуры. Им-то и посвятили британцы свою работу. Они пришли к выводу, что это своеобразный лунный календарь и метки, означающие сезонные изменения в поведении животных. Выделили символы, указывающие на время года, сезоны родов для разных видов и пр.

Для охоты и защиты жилища было важно знать о времени брачного периода определенных видов, а также о сезоне появления на свет их потомства. Миграция тоже оставляла след в «расписании работ» людей того времени.

Исследователи проследили закономерность сезонных знаков, получилось, что они укладываются в формат деления на 13 периодов. А это очень близко к современному лунному календарю, которым и сейчас пользуются аграрии.

У исследователей впереди еще много работы. Но они считают, что знаки, сопровождающие древнюю живопись, можно квалифицировать как протописьменность Homo sapiens.