Фрагменты кости обнаружены внутри 800-летнего украшения в Германии

Междисциплинарная исследовательская группа под руководством Leibniz-Zentrum für Archäologie (LEIZA) раскрыла тайну позолоченного кулона, найденного в 2008 году в средневековой яме для мусора в районе Старого города Майнца (Германия). Благодаря нейтронной томографии, которая не разрушает исследуемые объекты, ученые локализовали крошечные фрагменты кости внутри объекта, предположительно, религиозные реликвии.

Пять отдельных пакетов из шелка и льна были обнаружены во время оценки томографий и анализа быстрой гамма-активации (PGAA) с нейтронами. В каждом из пяти пакетов были фрагменты костей.

«Неразрушающее исследование с нейтронами было особенно полезным, так как мы не могли просто открыть подвеску и заглянуть внутрь. Многовековая коррозия сильно повредила объект в целом и особенно механизм замка; вскрыть подвеску означало бы ее уничтожить без всякой надежды на ремонт», — пояснил реставратор в LEIZA Маттиас Хайнцель.

Во время реставрации в петле крепления кулона был обнаружен фрагмент шнура, который при ближайшем рассмотрении оказался шелковым. «Это первое доказательство того, что такой кулон можно было носить на шее на шелковом шнуре. Нейтронная томография в ТУМ позволила нам дополнительно измерить размер нити и расстояние между нитями текстиля внутри кулона», — рассказал Хайнцель.

За 500 часов работы Хайнцель тщательно удалил с находки коррозионные отложения. Первоначальные исследования показали, что подвеска примерно 6 см в высоту, 6 см в ширину и 1 см в толщину предположительно была контейнером для хранения религиозных реликвий. Поскольку органическое содержимое кулона не было видно на первых рентгеновских снимках, исследования были продолжены с использованием нейтронов из FRM II. В итоге выяснилось, что отдельные текстильные пакеты внутри содержали фрагменты костей. Исследователи определили отдельные элементы образца, запустив их для испускания характеристического гамма-излучения на PGAA с помощью нейтронов.

«Мы не можем сказать, принадлежат ли эти осколки святому и если да, то какому. Обычно в пакетах с реликвиями есть полоска пергамента с указанием имени святого. Однако в данном случае мы, к сожалению, не можем сказать определенно», - пояснили ученые.

Пока же важно как можно полнее сохранить объект в его исторической подлинности для будущих поколений и максимально использовать современные возможности неразрушающего исследования.

На сегодняшний день известны только три других контейнера для реликвий этого типа, называемых филактериями. Термин «филактерия» происходит от греческого термина «сохранение или защита». Их владельцы носили их на теле, как правило, на шее.

Что же касается конкретно этой реликвии, то на внешней стороне позолоченной медной подвески изображены изображения Иисуса, четырех евангелистов, Марии и четырех святых женщин, выполненные эмалью. Исследователи датируют кулон концом 12 века и приписывают его мастерской в Хильдесхайме, Нижняя Саксония, в Германии.  В настоящее время подвеска находится во владении Главного управления культурного наследия в Государственном археологическом управлении Майнца.