В человеческом мозге выявлены не только циркадные, но и 12-часовые ритмы

Американские ученые из Медицинской школы Питтсбургского университета сделали важное открытие, касающееся работы мозга. О циркадных ритмах было известно давно, но сейчас выявлен и другой цикл, 12-часовой.

Ритмы в экспрессии генов имеют циркадные периоды (24-часовые), о них ученые давно знают. Но последнее исследование выяснило, что есть еще и 12-часовые циклы. А знание таких колебаний активности крайне важно для поддержания активности нейронов в норме. О своем открытии ученые рассказали в журнале PLoS Biology.

В опытах задействовали 104 образца мозговых тканей людей, которые недавно ушли из жизни. Разрыв составил не более 30 часов. Также эти результаты анализов сравнили с показателями деятельности мозга 46 пациентов с диагностированной шизофренией.

Ультрадианные ритмы, то есть, имеющие цикл 12 часов, ранее были обнаружены у ряда морских животных. У человека до сих пор подобные колебания мозговой активности не фиксировались экспериментально. Теперь такие данные получены.

В той части мозга, что отвечает за память и когнитивные способности, выявили периодичность активности. Получилось, что они как раз 12-часовые. Утро и день являются периодом активности тех генов, что регулируют функцию митохондрий, тогда как ночью и вечером возбуждаются другие, связанные с налаживанием связей между нейронами.

Сравнительный анализ показал: у больных шизофренией отмечается снижение активности первых генов и отсутствие вторых. У них и циркадные ритмы нарушены, как уже было ранее известно. Новые знания о ритмах мозговой активности помогут подобрать грамотное лечение для людей с нарушениями данной деятельности.