Обратить старение вспять возможно, впервые показали ученые

Две команды исследователей из США провели эксперименты, показавшие, что старение обратимо. О своих открытиях они сообщили в журнале Science, чем вызвали острую критику многих коллег.

Биотехнологи из калифорнийского Сан-Диего и из Гарвардской медицинской школы практически параллельно провели опыты на мышах, показавшие возможность не просто торможения процессов старения, а и обратной реакции. Обе группы использовали факторы Яманаки в формате генной терапии. Только в Гарвардской школе подопытными были грызуны со специально модифицированными генами.

Что такое фактор Яманаки? Это группа белков, что способны «перекодировать» взрослые клетки в универсальные стволовые. В ходе экспериментов внедрение этих белков повлекло примерно одинаковые последствия: некоторые признаки старения действительно развернулись в обратную сторону. Например, ушла седина, шерсть вернула природный цвет. Животные стали активнее и пр.

Критики уверяют, что радоваться рано. Коллеги, авторы опытов, мол, не учли в экспериментах все факторы старения. Это более сложный, многосторонний процесс. Да и само омоложение было не столь уж сильным, как хотелось бы оппонентам.

Сами же экспериментаторы намерены идти дальше. Проверить свои выводы на обезьянах. Одна из групп уже приступила к подобному тестированию. Уверяют: если с приматами получится, то они будут добиваться разрешения на работу с людьми-добровольцами.

Мы уже рассказывали о феномене суперэйджеров, людей, у которых мозг и в глубокой старости остается активным, продуктивным.