Как употребление молока повлияло на размеры человеческого тела, выявило исследование

Развитие животноводства, сопровождавшееся началом массового употребления в пищу сырого молока, дало неожиданный эффект. Масса тела и рост людей в этот переломный момент истории заметно изменились.

В журнале Proceedings of the National Academy of Sciences появилась статья, посвященная исследованию международной группы ученых по поводу перехода древнего человека на рацион с применением сырого молока. Интересно, что археологические находки позволили сделать вывод о совпадении этого переломного этапа с увеличением веса людей и их роста. И наблюдалось это в разных уголках планеты.

В Евразии и Северо-Восточной Африке 10-15 тысяч лет назад люди было заметно более низкорослыми и худенькими в сравнении с нынешним населением тех же регионов Земли. Но потом начался переход к оседлости. Древние люди, занимавшиеся ранее собирательством и охотой, сменили эти средства выживания на земледелие и скотоводство.

Но пищевые предпочтения жителей разных регионов планеты были своеобразными. Население Центральной и Северной Европы чаще всего питалось сырым молоком, а азиаты делали из него сыры. Поэтому и рост жителей Азии остался не слишком высоким. Ведь в сыром молоке больше лактозы, молочного сахара, соответственно, оно активнее работает на набор массы, чем кисломолочные продукты.

Правда, для усвоения лактозы нужен особый фермент. В детстве и молодости он функционирует нормально, но к старости, как правило, теряет это свойство. Часть людей приспособилась, произошла мутация, позволившая организму преодолеть это возрастное препятствие.

Ученые проследили изменения в росте человека на протяжении 25 тысяч лет по имевшимся в их распоряжении скелетам. Их было 3507, из разных мест раскопок по всему земному шару. И сравнили эти алгоритмы с распространением пополнения рациона питания молоком. Тенденция связи выявилась определенная, зависимость прямая. Там, где превалировало молоко, и физические параметры человека были крупнее.