Palaeontology: таинственные туллимонстры все же были беспозвоночными

Вот уже более полувека чудовище Талли (Tullimonstrum gregarium), загадочное животное, жившее около 300 миллионов лет назад, ставит палеонтологов в тупик своей странной анатомией, затрудняющей классификацию. Недавно группа исследователей выдвинула гипотезу о том, что Tullimonstrum был позвоночным, похожим на круглоротых (бесчелюстных рыб, таких как минога и миксина). Если бы это было так, то монстр Талли потенциально заполнил бы пробел в истории эволюции ранних позвоночных. Исследования до сих пор как поддерживали, так и отвергали эту гипотезу. Новые выводы ученых опубликованы в журнале Palaeontology.

Теперь, используя технологию 3D-изображения, команда из Японии считает, что нашла ответ после обнаружения подробных характеристик монстра Талли, которые убедительно свидетельствуют о том, что это не было позвоночным. Однако его точная классификация и тип беспозвоночного еще предстоит решить.

В 1950-х годах Фрэнсис Талли увлекался охотой за окаменелостями в месте, известном как Мазон-Крик-Лагерштетте в штате Иллинойс, когда он обнаружил то, что позже стало известно как чудовище Талли. Этот 15-сантиметровый (в среднем) морской «монстр» возрастом 300 миллионов лет оказался загадкой, так как с момента его открытия исследователи спорят о том, какое место он занимает в классификации живых существ (его таксономическое положение).

В отличие от костей динозавров и существ с твердым панцирем, которые часто находят в виде окаменелостей, чудовище Талли было мягкотелым. Mazon Creek Lagerstätte — одно из немногих мест в мире, где условия были как раз подходящими для того, чтобы отпечатки этих морских животных можно было детально запечатлеть в подводном иле, прежде чем они успеют разрушиться. В 2016 году группа ученых в США выдвинула гипотезу о том, что чудовище Талли было позвоночным. Если это так, то это может быть недостающая часть головоломки о том, как эволюционировали позвоночные.

Несмотря на значительные усилия, в последние годы были опубликованы исследования, как подтверждающие, так и опровергающие эту гипотезу, поэтому консенсуса достигнуто не было. Однако новое исследование, проведенное группой из Токийского и Нагойского университетов, возможно, наконец положило конец спорам.

«Мы считаем, что тайна того, является ли это беспозвоночным или позвоночным, раскрыта», — сказал Томоюки Миками, докторант Высшей школы наук Токийского университета во время исследования. «Основываясь на множестве доказательств, гипотеза позвоночных о чудовище Талли несостоятельна. Наиболее важным моментом является то, что у чудовища Талли была сегментация в области головы, которая простиралась от его тела. Эта характеристика не известна ни в одной линии позвоночных, что предполагает родство с беспозвоночными».

Команда изучила более 150 окаменелых монстров Талли и более 70 других разнообразных окаменелостей животных из Мейзон-Крик. С помощью 3D-лазерного сканера они создали трехмерные карты окаменелостей с цветовой кодировкой, которые показали крошечные неровности, существовавшие на их поверхности за счет изменения цвета. Рентгеновская микрокомпьютерная томография (которая использует рентгеновские лучи для создания поперечных сечений объекта, чтобы можно было создать 3D-модель) также использовалась для изучения его хоботка (удлиненного органа, расположенного в голове). Эти 3D-данные показали, что признаки, ранее использовавшиеся для идентификации монстра Талли как позвоночного, на самом деле не соответствовали признакам позвоночных.

Хотя исследователи уверены в этом исследовании, что монстр Талли не был позвоночным, следующим шагом исследования будет ответ, к какой группе организмов он принадлежит, возможно, беспозвоночному хордовому (например, рыбоподобному животному, известному как ланцетник) или своего рода первичноротые (разнообразная группа животных, включающая, например, насекомых, круглых червей, дождевых червей и улиток) с радикально измененной морфологией.

Проблемные окаменелости, такие как чудовище Талли, подчеркивают сложность сбора воедино динамической истории Земли и разнообразных организмов, населявших ее. «Было много интересных животных, которые никогда не сохранялись в виде окаменелостей», — сказал Миками. «В этом смысле исследование окаменелостей из Мейзон-Крик важно, потому что оно предоставляет палеонтологические доказательства, которые нельзя получить из других мест. Необходимо все больше и больше исследований, чтобы извлечь важные подсказки из окаменелостей Мейзон-Крик, чтобы понять эволюционную историю жизни».