Почему обнаружение жизни на Марсе может стать «худшей новостью» для человечества

Парадокс Ферми гласит, что, учитывая высокую вероятность существования внеземной жизни во Вселенной, почему никто не вышел на связь? Если существует так много других цивилизаций, возможно, на гораздо более продвинутых стадиях, чем мы, из-за того, как долго существует вселенная, почему они не делают того, что мы делаем, то есть рассылать зонды, отчаянно ища другие признаки жизни?

Одна из идей — Великий Фильтр. Гипотеза гласит, что прежде чем инопланетные цивилизации смогут дойти до того момента, когда они смогут покинуть свою солнечную систему и начать колонизировать свою галактику, что-то мешает им это сделать, или мы увидим доказательства этого в нашем собственном Млечном Пути. Является ли это шагом от многоклеточной жизни к животным, которые могут использовать инструменты, или от того, где мы сейчас находимся, к исследованию галактики, мы просто не знаем.

Что делает это таким интересным, так это то, что мы не знаем, миновали ли мы «большой фильтр» и произойдет ли это в нашем будущем. Может ли быть так, что большинство из них не пережили одноклеточную жизнь, а мы прошли этот фильтр? Или в какой-то момент мы, как и другие инопланетные цивилизации, собираемся уничтожить себя, прежде чем сможем покинуть Землю, возможно, посредством войны или использования наших ресурсов, прежде чем мы сможем сбежать?

Несколько обескураживающе, некоторые философы и ученые предположили, что это означает, что, если бы мы нашли жизнь, скажем, на Марсе, это имело бы далеко не идеальные последствия для того, где мы находимся по отношению к Великому Фильтру. Профессор философии Оксфордского университета Ник Бостром надеется, что поиск внеземной жизни ничего не даст. Если бы мы нашли очень простые формы жизни, утверждал Бостром в статье, опубликованной в MIT Technology Review в 2008 году, то мы могли бы сделать вывод, что фильтр возникает через некоторое время после этого момента жизни. Если бы мы нашли многоклеточную жизнь, это сузило бы точку, в которой мог бы иметь место Великий Фильтр.

Бостром считает, что для того, чтобы сузить область действия фильтра, мы должны посмотреть на жизнь на Земле, чтобы увидеть, какие шаги маловероятны. «Одним из критериев является то, что переход должен был произойти только один раз», — написал он. «Полет, зрение, фотосинтез и конечности эволюционировали несколько раз здесь, на Земле, и поэтому исключены».

Он также утверждал, что эволюционные черты, которым потребовалось много времени, чтобы проявиться даже после того, как были соблюдены предпосылки, указывали бы на то, что этот эволюционный шаг был маловероятным, например, первоначальное возникновение жизни. Шаг от животных к человеку произошел за относительно короткий период времени, с геологической точки зрения, что позволяет предположить, что это слабый кандидат на событие Великого фильтра.

Он полагал, что, если бы мы нашли свидетельства существования позвоночных на Марсе, это было бы ужасной новостью, поскольку предполагало бы, что большая часть Великого Фильтра все еще находится в нашем будущем, и мы столкнуться с вероятностью того, что мы вымрем до того, как станем достаточно технологически зрелыми, чтобы путешествовать по галактике.

«Такое открытие стало бы сокрушительным ударом. Это была бы худшая новость, когда-либо напечатанная на обложке газеты», — написал Бостром. «Вот почему я надеюсь, что наши космические зонды обнаружат мертвые скалы и безжизненные пески на Марсе, на спутнике Юпитера Европе и везде, куда бы ни посмотрели наши астрономы. Это поддержит надежду на великое будущее для человечества».

Таким образом, хотя есть много других возможных решений парадокса Ферми, на которые стоит обратить внимание, если вам нравятся такие вещи, если Бостром прав, это означает, что обнаружение свидетельств существования развитых цивилизаций — хорошая новость, но обнаружение неправильных стадий жизни, которые эволюция независимо в нашей собственной Солнечной системе была бы худшей новостью, которую мы могли бы получить.