Ученые из Японии опубликовали новые данные о древнем астероиде

В июне 2018 года японский космический корабль «Хаябуса-2» достал образцы с астероида Рюгу и успешно вернул их на Землю. Исследователи из Университета Тохоку проанализировали образцы и определили то, что, по их мнению, может быть самым старым твердым телом из Солнечной системы, которое на данный момент стало доступным для изучения. Свои выводы они опубликовали в журнале Nature Communications.

Работа была сосредоточена на сферических минеральных зернах, называемых хондроподобными объектами, и включениями, богатыми кальцием и алюминием (CAI). Эти зерна являются ключевыми компонентами хондритовых метеоритов, которые доставляются на Землю из пояса астероидов без изменения процессов, таких как плавление, которые могут повлиять на другие метеориты. Образцы с Рюгу дали ученым возможность изучить материал, недавно собранный с астероида, который на момент отбора проб находился на расстоянии около 15 000 000 километров от Земли. Но неожиданные данные исследований образцов многими исследовательскими группами показали, что изначально Рюгу был сформирован намного дальше от Земли, во внешних пределах Солнечной системы.

Ключевой вывод из анализа, проведенного группой из Университета Тохоку, заключается в том, что зерна в образцах Рюгу, вероятно, переносились расширяющимися кругами из внутренних областей ранней Солнечной системы в гораздо более отдаленный регион, где сформировался первоначальный астероид Рюгу.

Выводы команды частично основаны на анализе соотношения различных изотопов кислорода в образцах. Это формы атомов кислорода с различной массой из-за разного количества нейтронов в их ядрах. Изотоп кислорода-16 с меньшей массой имеет на один нейтрон меньше, чем кислород-17, и на два меньше, чем кислород-18. Многие зерна Рюгу были обогащены кислородом-16.

Содержание изотопов вместе с анализом размеров зерен и минерального состава побудили исследователей предположить их древнее происхождение и, вероятно, перенос в отдаленные регионы Солнечной системы, где они стали частью тела, которое затем фрагментировалось, образуя астероид Рюгу.

«Теперь мы хотим проанализировать больше этих самых старых твердых тел Солнечной системы в Рюгу, чтобы попытаться понять механизмы радиального переноса наружу в ранней солнечной туманности», — говорит геохимик Дайсуке Накашима из ранней исследовательской группы Солнечной системы в Университете Тохоку.

Ученые отметили, что это фундаментальное исследование древних событий, которые сформировали нашу Солнечную систему. Работа является частью увлекательного процесса понимания того, как родилась планетарная система, которая в конечном итоге породила жизнь на Земле.