Астероид Рюгу был изменен водой и содержит органические молекулы старше Солнца

Ученые продолжают раскрывать новые сведения о составе астероида Рюгу. Благодаря образцам его поверхности и недр, собранным японским зондом «Хаябуса-2», ученые получили больше информации об истории этого астероида и даже о молекулярном составе облака, из которого родились Солнце и Солнечная система. Результаты работы ученых были опубликованы в журнале Science.

Одна исследовательская группа под руководством Хикару Ябута изучала макромолекулярные органические вещества на Рюгу. Их интересовало как распределение вокруг астероида, так и химические характеристики. В ходе этого анализа были сделаны два важных открытия.

На Рюгу много макромолекул. К ним относятся кетоны, ароматические и алифатические углеродные и функциональные карбоксильные группы. Наиболее вероятное объяснение разнообразия этих веществ связано с водными минералами и карбонатами. В очередной раз исследователи находят указание на то, что исходное тело, из которого образовался Рюгу, имело жидкую воду, которая изменила свой минеральный состав.

Но работа также обнаружила некоторые аномалии в изотопах, присутствующих в образце. Изотопы — это версии одного и того же химического элемента с большим или меньшим количеством нейтронов в ядре. Соотношение изотопов подобно химическому отпечатку пальца, по которому можно определить, откуда взялась молекула. А соотношение дейтерия (более тяжелой версии водорода) и азота-15 говорит о том, что некоторые органические вещества намного старше Рюгу — старше даже Солнца. Он пришел из холодного протосолнечного облака, и астероид смог сохранить эти молекулы и другую досолнечную звездную пыль в безопасности более 5 миллиардов лет.

Понимая, что вода существует на родительском астероиде Рюгу и получает все больше поддержки, вторая команда под руководством Хироши Нараока изучила органические молекулы, растворимые в воде. Они обнаружили алифатические амины, карбоновые кислоты, полициклические ароматические углеводороды и снова аминокислоты. Аминокислоты являются строительными блоками жизни, и прошлым летом было объявлено об их первом открытии на Рюгу.

Эта последняя работа показывает, что происхождение этих молекул не связано с живыми организмами — они имеют абиотическое происхождение — и они образовались в результате реакций на водной основе на родительском теле Рюгу. И снова команды находят сходство между Рюгу и метеоритом Ивуна, частью очень редкой подгруппы богатых углеродом астероидов.

«Помимо понимания истории Рюгу, эти исследования подчеркивают основное обоснование миссий по возврату образцов: анализы в лабораториях на Земле могут предоставить гораздо более подробную информацию, чем даже самые передовые, пригодные для использования в космосе приборы», — пишет Кристофер Херд в соответствующей перспективе.