Китайские ученые объяснили появление ржавого железа на Луне

Вопрос о происхождении окисленного железа на поверхности Луны давно волновал ученых. Кислорода и воды на ее поверхности практически нет, да и присутствующая вода существует лишь в формате льда. Теперь с помощью китайской миссии Chang’e-5 ответы найдены.

Первые образцы, содержащие оксид железа (III), иначе называемый гематитом, были привезены на Землю еще астронавтами миссий Apollo. В просторечье эти соединения мы называем ржавчиной. Откуда она на Луне, если ее грунт обладает не окислительными, а восстановительными свойствами из-за отсутствия достаточных объемов кислорода? А воды там тоже очень мало, и та в твердом виде.

Новые образцы лунного гематита прибыли в лаборатории землян недавно, их раздобыл китайский аппарат Chang’e-5. Он собрал около 1700 граммов реголита в северной части Океана Бурь. Это более молодая область спутника Земли, еще сравнительно недавно там была высокая вулканическая активность.

В статье журнала Nature Astronomy рассказано, что в них еще больше частиц гематита, нежели в первых образцах грунта Луны. И они связаны с маленькими фрагментами стекла. Подобные мини-стекляшки, как уже известно, формируются при ударе небольших метеоритов о поверхность.

Стало ясно, что «лунная ржавчина» и становится результатом быстрых реакций, что идут при таких столкновениях. Из-за отсутствия атмосферы Луна гораздо чаще, чем наша планета, становится объектом «бомбардировок» метеоритами.

Реакции на поверхности Луны особые. Здесь один и тот же элемент способен быть и восстановителем, и окислителем. В итоге синтезируются два разных соединения, включающие данный элемент в разных степенях окисления. По такому сценарию, считают ученые, скорее всего, и происходит генерация «лунной ржавчины».