РИА Новости: Кто придумал технологию, которая изменила мир

Именно на территории России впервые были одомашнены лошади. Последние исследования показывают, что древние всадники были потомками жителей причерноморских степей. Возможно, история человечества формировалась под влиянием археологической культуры древних кочевников.

РИА Новости: Кто придумал технологию, которая изменила мир

Источник изображения: public domain pictures

История изменилась благодаря возможности ездить верхом. Способность ездить верхом сделала людей более мобильными, что повлияло на торговлю и, в частности, на войну. До сих пор остается загадкой, кто и как давно первым сел на лошадь.

Это трудно доказать. Возможно, что самая ранняя конская упряжь была сделана из материалов, которые плохо сохранились. Не исключено, что впервые лошади ездили без специального снаряжения. Археологи используют косвенные улики, чтобы найти первых всадников.

В четвертом тысячелетии до нашей эры казахская лошадь по кличке Ботай имела зубные отпечатки, характерные для использования упряжи. Эти данные опровергаются другим исследованием. Объясняется, что повреждения были вызваны естественными причинами. Лошади Ботая оказались также лошадьми Пржевальского, то есть той линией, которая не была связана с современными скакунами.

Генетики доказали, что домашние лошади из кластера DOM2, к которому относятся все современные породы, были выведены в Понтийско-Каспийских степях. Точнее, там, где Волга встречается с Доном. В III веке до нашей эры произошло одомашнивание.

Представители ямной культурной группы жили в этом районе примерно в то же время. По распространенной версии, эта историческая общность возникла в Междуречье Волги, Южного Урала. Эти европеоидные кочевники-скотоводы расселились на большой территории от Венгрии до Алтая в период с начала четвертого до середины третьего тысячелетия.

Все они были объединены проторелигией. Тела были помещены в распростертом положении под курганами. В могилах также были найдены "булавки" - стержни из рога, покрытые орнаментом. Ученые считают, что это были символы Мирового дерева.

Согласно так называемой "степной гипотезе", ямники связаны с происхождением индоевропейцев и распространением языков этой семьи (к которой относятся санскрит, английский и другие языки).

Четырехколесные повозки были предпочтительным видом транспорта ямников. Эти повозки, скорее всего, использовались в качестве жилых повозок. Они были сделаны из деревянных цельных блоков. Эти "кибитки", как их называют, можно найти в Кубанской области и Ставропольском крае на Кавказе. Они запрягали лошадей, но не крупный рогатый скот.

Лошади использовались как скот и дойные животные, но они также служили для перевозки людей. Неизвестно, ездили ли представители этой культуры на лошадях.

Мартин Траутманн, биоантрополог из Хельсинкского университета, и его коллеги провели исследование, в ходе которого изучили захоронения ямников, найденные на территории Румынии и Венгрии. Археологические памятники датируются 3021-2501 годами до н.э. Авторы утверждают, что случайно обнаружили следы верховой езды на исследованных скелетах.

Верховая езда оставляет следы не только на теле лошадей, но и на костях всадников. Особые нагрузки и усилия могут вызвать изменения в мышечно-скелетной системе.

По одному маркеру нельзя определить, является ли человек наездником. Ученые считают, что сочетание нескольких маркеров может свидетельствовать о "синдроме наездника". Для его определения были использованы шесть критериев. Они включали, но не ограничивались прикреплением мышц к тазовой или бедренной кости, а также травмами, связанными с падением с лошади, ударами копыт, укусами и т.д.
В результате 24 из 156 исследованных людей попали в категорию "вероятно, всадники", а еще пять ямников были классифицированы как "очень вероятные всадники". Они являются самыми древними из известных всадников.

Не исключено, что два скелета схожей внешности могут относиться к более ранним временам. Неожиданно четыре из шести различных путей верховой езды были обнаружены в погребении из Венгрии, которое было сделано около 4300 года до н.э. Вполне вероятно, что верховая езда была известна за тысячу лет до ямщиков", - утверждает Дэвид Энтони, Хартвик-колледж США.

Российские ученые неоднозначно оценивают работу российских коллег. Авторы провели большой сбор данных о влиянии верховой езды на скелет. Эти данные могут оказаться полезными в будущих исследованиях. Есть и некоторые вопросы.

Мария Добровольская - заведующая лабораторией контекстуальной антропологии Института археологии РАН. "Название ясно дает понять: "Первое биоантропологическое свидетельство верховой езды на ямах. Текст чрезвычайно подробный и хорошо выверенный, но точных доказательств нет".

Отмечается, что российские ученые также пытались объяснить комплекс верховой езды с помощью палеоантропологического материала, но убедительных результатов не было. В настоящее время специалисты накапливают данные.

Добровольская говорит: "Если мы хотим создать надежную систему доказательств, мы должны иметь прямые параллели с этнографическим случаем всадничества". Было бы полезно сравнить данные рентгеновских снимков и томограмм живых людей с похожим образом жизни с палеоантропологическими данными. Это было бы более убедительно.

Российский антрополог утверждает, что верховая езда была важной частью жизни ямников. На могилах представителей этой культурной группы археологи обнаружили глиняные фигурки, сделанные в виде повозок. Они также имеют сакральное значение. В могилах нет никаких следов, указывающих на важность лошадей.

Добровольская говорит: "Возможно, кто-то мог ездить на лошадях в то время". Верховую езду не следует отождествлять с расселением ямников. Такая масштабная миграция может происходить по многим причинам. Для их установления требуется много усилий. Антрополог говорит, что наследие ямников изучено недостаточно хорошо, сообщают РИА Новости.
Источник: ria.ru