У Черного моря нашли первых в мире всадников


Фото из открытых источников
Исследователи обнаружили доказательства верховой езды, изучая останки человеческих скелетов, найденные в курганах, возраст которых составляет от 4500 до 5000 лет. Земляные курганы принадлежали ямной культуре. «Ямники» мигрировали из Причерноморско-Каспийских степей, чтобы найти более зеленые пастбища в сегодняшних странах Румынии и Болгарии, вплоть до Венгрии и Сербии. Новое исследование опубликовано в журнале Science Advances.
 
Представители этой культуры были мобильными пастухами крупного рогатого скота и овец. А теперь считается, что они ездили верхом на лошадях.
 
Эти регионы к западу от Черного моря представляют собой контактную зону, где мобильные группы скотоводов ямной культуры впервые столкнулись с давними земледельческими общинами поздненеолитических и энеолитических традиций. На протяжении десятилетий экспансия степняков в юго-восточную Европу в эпоху ранней бронзы объяснялась насильственным вторжением.
 
С появлением исследований древней ДНК различия между этими мигрантами с востока и членами местных сообществ стали еще более выраженными.
 
Использование животных в качестве транспорта, в частности лошади, стало поворотным моментом в истории человечества. Значительное увеличение мобильности и расстояния оказало глубокое влияние на землепользование, торговлю и военное дело. Текущие исследования в основном сосредоточены на самих лошадях.
 
Тем не менее, верховая езда представляет собой взаимодействие двух компонентов: лошади и ее всадника, и человеческие останки доступны в большем количестве и в более полном состоянии, чем ранние останки лошадей. Поскольку верховая езда возможна без специального снаряжения, отсутствие археологических находок, касающихся самого раннего искусства верховой езды, не является неожиданным.
 
«Мы изучили более 217 скелетов из 39 стоянок, из которых около 150 найденных в курганах принадлежат ямнаянам. Диагностика закономерностей деятельности в человеческих скелетах не является однозначной. Нет единичных признаков, указывающих на определенный род занятий или поведения. Только в их сочетании Как синдром симптомы дают надежную информацию для понимания привычных действий в прошлом», — объясняет ведущий автор исследования Мартин Траутманн.
 
Международная команда решила использовать набор из шести диагностических критериев, установленных как показатели активности верховой езды (так называемый «синдром верховой езды»): места прикрепления мышц к тазу и бедренной кости (бедро); изменения в норме округлой формы тазобедренных суставов; отпечатки, вызванные давлением края вертлужной впадины на шейку бедренной кости; диаметр и форма диафиза бедренной кости; дегенерация позвонков, вызванная повторным вертикальным ударом; травмы, которые обычно могут быть вызваны падениями, ударами или укусами лошадей.
 
Для повышения диагностической надежности команда также использовала более строгий метод фильтрации и разработала систему оценки, учитывающую диагностическую ценность, отличительность и надежность каждого симптома. Всего из 156 взрослых особей общей выборки не менее 24 (15,4%) могут быть отнесены к категории «возможных всадников», а пять ямных и две более поздние, а также две, возможно, более ранние особи — к «высоковероятным всадникам». «Довольно высокая распространенность этих черт в записи скелета, особенно в отношении общей ограниченной полноты, показывает, что эти люди регулярно занимались верховой ездой», — утверждает Траутманн.
 
Если верховая езда в основном использовалась как удобство в подвижном пастушеском образе жизни, позволяющее более эффективно пасти скот, как средство для быстрых и дальних набегов или просто как символ статуса, то это требует дальнейших исследований.
 
Ямнаянцы были народом и культурой, возникшей в причерноморско-каспийских степях в конце четвертого тысячелетия до нашей эры.
 
Приняв ключевое инновационное колесо и повозку, они смогли значительно повысить свою мобильность и использовать огромные энергетические ресурсы, которые иначе были бы недоступны, море степной травы вдали от рек, что позволило им содержать большие стада крупного рогатого скота и овец.
 
Таким образом, приняв новый образ жизни, эти скотоводы, если не первые настоящие кочевники в мире, резко расширились в течение следующих двух столетий, охватив более 5000 километров между Венгрией на западе и, в форме так называемой афанасьевской культуры, Монголия и западный Китай на востоке. Похоронив своих умерших в могильных ямах под большими курганами, называемыми курганами, ямнаянцы считаются первыми, кто распространил протоиндоевропейские языки.