Стало понятно, почему взрослые и дети воспринимают время по-разному

Стало понятно, почему взрослые и дети воспринимают время по-разному

Фото из открытых источников
Хорошо известно, что дети непоседливы, им сложно воспринимать длинную информацию. Для первоклассников время урока тянется томительно, кажется, что его длительность гораздо больше 45 минут. У взрослых восприятие времени несколько иное, во многом зависит от интереса к теме. Венгерские ученые решили глубже изучить эти возрастные различия.  
 
Понятно, что эмоциональный окрас событий, информации влияет на субъективное ощущение течения времени. Интересный фильм пролетает быстро, скучный разговор, лекция порой тянутся бесконечно. Тем не менее, возрастные различия очевидны, и ученые из венгерского Университета Этвоша Лорана решили понять их истоки. О своих выводах они рассказали в журнале Scientific Reports.
 
Участников эксперимента (их было 138) разделили на группы: в первой были дошколята 4-5 лет, во второй — школьники (9-10 лет), третья группа была представлена взрослыми (18+).  Все они просматривали по два коротких, по минуте, видео.
 
В одном рассказывалась мини-история о том, как сотрудник полиции спасает животных и разоблачает воришку. Другое было статичным медленно уплывающая весельная лодка и несколько человек в ней. После просмотров добровольцы оценивали, какой из видеосюжетов им кажется длиннее.
 
Большинство дошкольников (две трети) оценили сюжетное видео как длинное. У взрослых еще больше участников (три четверти), напротив, посчитали, что нудным и длинным было второе, про лодку. Школьники скорее солидарны со взрослыми, но разброс мнений был шире.
 
Объяснение этому феномену ученые нашли в концепции эвристики, то есть, теории и практики быстрого принятия решений, когда мы понимаем: это правильно, так нужно, не вдаваясь в расчеты и длинные рассуждения.
 
У взрослых способности таким образом воспринимать события окружающего мира формируются на основе опыта. У детей младшего возраста такой опыт еще не накоплен. Им важны детали событий, даже мельчайшие. Поэтому взрослый, пересказывая тот или иной сюжет, воспроизводит лишь его суть, отчего он «сужается» по времени. А ребенок будет пересказывать в деталях. И чем более подробный этот пересказ, тем длиннее дошкольнику кажется и само изображаемое событие.
 
Взрослый уже понимает, что время абсолютно, оно не зависит от нашего восприятия. Дети еще не привыкли сверять происходящее вокруг с часами, которые фиксируют ход времени без эмоционального окраса.