Curiosity нашел еще один металлический метеорит на Марсе

MSL Curiosity занимается исследованием Марса. В настоящее время высокотехнологичный марсоход исследует сульфатосодержащую толщу на горе Шарп, центральной вершине марсианского кратера Гейл. На своем пути он нашел металлический метеорит.

Метеорит состоит в основном из никеля и железа, и у него есть имя: Какао. Он не очень большой, всего около 30 сантиметров в поперечнике. Всего же с момента своего приземления в кратере Гейла в августе 2012 года Curiosity наткнулся на несколько метеоритов.

Какао визуально выделяется из своего окружения. В то время как марсианская поверхность красная от оксидов, метеорит темно-серый и выглядит металлическим. Он также гладкий и округлый, очевидные признаки того, что он прошел сквозь атмосферу.

Изображение состоит из шести отдельных изображений, сделанных камерой Mastcam марсохода. Curiosity сделал снимки 27 января 2023 года, на 3724-й марсианский день своей миссии. Цвета на изображении были скорректированы, чтобы соответствовать условиям освещения, наблюдаемым человеческими глазами на Земле.

Бороздки и ямки называются регмаглиптами. Они особенно интересны на железных метеоритах. Они образовались, когда Какао путешествовал по атмосфере. Несмотря на то, что атмосфера Марса намного тоньше земной, она все же создает достаточное трение, чтобы нагреть поверхность метеорита. Регмаглипты, вероятно, созданы вихрями горячего газа, который расплавил породу, проходя через атмосферу.

Это не первый метеорит, обнаруженный марсоходами. В 2016 году MSL Curiosity обнаружил еще один металлический метеорит размером с мяч для гольфа под названием «Egg Rock». Он изучил его с помощью прибора ChemCam, чтобы определить его состав. Сетка из пяти маленьких белых точек показывает, где лазер прибора ударил по скале.

Железо-никелевые метеориты — самый редкий тип метеоритов, на их долю приходится около 6% наблюдаемых падений. Но из-за их красноречивого внешнего вида они чрезмерно представлены в коллекциях. Это потому, что они с большей вероятностью выживут при прохождении через атмосферу и более устойчивы к атмосферным воздействиям даже на Марсе.

Большинство железо-никелевых метеоритов происходят из ядер разрушенных планетезималей, которые образовались в ранней Солнечной системе. Эти объекты были достаточно большими, чтобы различить их в расплавленном состоянии. Они образовали ядро из плотного железа и никеля, как и Земля. Но жизнь планетезималей была рискованной, и многие из них разлетелись на астероиды.

Вот что делает метеориты, особенно металлические, такими интересными с научной точки зрения. Они могут датироваться миллиардами лет до начала Солнечной системы.

На Земле такие метеориты были первым источником железа для человечества. Задолго до плавки люди собирали эти метеориты, когда могли, и делали из них ножи и другие орудия. Так, например, фараон Тутанхамон был похоронен с кинжалом из метеоритного железа, а инуиты в Арктике и в Гренландии также использовали метеоритное железо. Они выковывали из кусков железа наконечники для гарпунов и начинали свой собственный железный век, ничего не зная о плавке. Они даже торговали железом с другими группами людей.