На скульптурах Парфенона обнаружены микроскопические следы краски, раскрывающие их истинные цвета
Хотя мрамором Парфенона на протяжении веков восхищались за его ослепительно-белый блеск, давно известно, что скульптуры изначально были ярко окрашены, а одежда богинь украшалась замысловатыми узорами. При этом, как говорится в новом исследовании, которое было опубликовано в журнале Antiquity, тысячелетия выветривания, грубого обращения и чрезмерной усердной чистки не очистили их дочиста.
Однако доказательства наличия лакокрасочных покрытий оказались весьма неуловимыми, и их бывший куратор Британского музея признался, что после многих лет тщетных поисков следов пигмента он иногда сомневался, что он там вообще был.
Новое исследование скульптур, хранящихся в Британском музее, с использованием инновационных методов сканирования выявило впечатляющие доказательства «богатства сохранившейся краски». По мнению исследователей, это говорит о том, что роспись мрамора была «более сложной задачей, чем когда-либо можно было себе представить» — потенциально столь же сложной и тонкой, как и их резьба.
Исследователи обнаружили доказательства того, что некоторые из скульптур были украшены узорами, в том числе человеческими фигурами и узорами пальмовых листьев, окрашенными в соответствии со складками и текстурой мраморной ткани под ней.
По их словам, скульптуры Парфенона не очищены от всех следов пигмента, а могут быть «наиболее сохранившимися примерами сохранившейся полихромии Афин середины пятого века до нашей эры».
«Вообще говоря, в научной сфере мы находим очень, очень, очень маленькие следы [пигмента], и это то, чего мы обычно ожидаем», — сказал доктор Джованни Верри, учёный-реставратор Чикагского института искусств, который руководил исследованием вместе с командой реставраторов, историков текстиля и археологов из Британского музея и Королевского колледжа Лондона. «И поэтому для меня было чудесным открытием обнаружить, что их было больше, чем обычно. Потому что невооруженным глазом действительно ничего не было видно. Даже следов этого нет. В этом смысле он превзошёл ожидания».
В исследовании использовалась техника, называемая видимой люминесценцией, неинвазивный процесс визуализации, разработанный Верри, для обнаружения крошечных следов цвета под названием «египетский синий» — искусственного пигмента, состоящего из кальция, меди и кремния, который широко использовался в древности.
Хотя он и невидим невооруженным глазом, при сканировании он светится ярко-белым. Верри и его команда обнаружили следы египетского синего цвета на 11 скульптурах фронтона и одной фигуре на фризе, использовавшейся по-разному.
Им выделен пояс богини Ирис, на змееподобных ногах другой фигуры, Кекропса, и выделен гребень волн, из которых поднимается на своей колеснице Гелиос, бог Солнца.
Самое поразительное то, что Верри и его команда обнаружили примечательные детали статуи Дионы, которая изображена лежащей на покрытых тканью камнях со своей дочерью Афродитой. Исследуя распределение египетского синего цвета в узоре платья Дионы, они обнаружили изображение пары бегущих человеческих ног, а также другие изображения, которые, по их мнению, могут изображать руку и ногу, что является частью «тканого фигуративного рисунка с человеческими фигурами». появляясь и исчезая между складками одежды».
Они также обнаружили узор пальметты – или стилизованного пальмового листа – распространенный современный мотив.
Раньше считалось, что фигуры Парфенона были нарисованы в более приглушенных одеждах, говорит Верри, возможно, чтобы продемонстрировать сложность резьбы. На самом деле полихромия могла быть столь же сложной. «Техническая сложность объединения такого сложного фигуративного декоративного элемента в и без того чрезвычайно сложные драпировки, в которых фигуры появляются и исчезают внутри складок, была несколько неожиданной», — сказал он.
Исследователи также использовали другую технологию сканирования, чтобы изучить способ вырезания статуй, обнаружив, что скульпторы использовали слегка разные техники для изображения разных тканей платьев олимпийских богов и богинь: четкие инструменты для льна и более гладкие для шерсти, в то время как кожа была тщательно отполирована.
По словам Верри, несмотря на обнаруженные замечательные новые узоры красок, детальное понимание того, как художники использовали их, оставалось недостижимым. «Я считаю, что из-за этого практически невозможно дать представление о том, как они на самом деле выглядели бы, потому что мы знаем недостаточно», — сказал он. «Знать пигменты недостаточно».