Древние пчелиные норы помогли лучше понять неандертальцев

Пещера Шанидар расположена в горах Загрос курдского автономного региона Ирака, на границе между Ираном и юго-восточной Турцией. Внутри пещеры находится одна из самых обсуждаемых коллекций останков неандертальцев. Исследователи из Ливерпульского университета Джона Мурса, Кембриджского университета и Лондонского университета совместно работали над повторным исследованием одной из самых обсуждаемых находок на этом месте — «Цветочных захоронений». Ранее предполагалось, что пыльца, найденная в захоронении неандертальцев, является свидетельством цветочного подношения на могиле. В статье, опубликованной Journal of Archaeological Science, команда излагает доводы в пользу того, что пыльца, найденная в могилах, вероятно, была размещена пчелами, а не человеком.

В ходе своих раскопок в пещере Шанидар в 1950-х и 1960-х годах Ральф Солецки выдвинул гипотезу «Цветочных захоронений». Согласно этой гипотезе, неандертальца, известного как Шанидар 4, поместили на клумбу из цветов, возможно, по медицинским показаниям, в знак привязанности или уважения.

Эта гипотеза оказала преобразующее влияние на понимание неандертальцев, бросив вызов их прежним характеристикам как абсолютно жестоких и предполагая, что они были способны к сочувствию и заботе.

Обнаружение пыльцы в могильных ямах позволило предположить возможность погребальных подношений Солецкому. Он отмечает, что некоторые местные рабочие любили носить цветы на поясе и что пыльца могла попасть вместе с командой раскопок, хотя в конечном итоге это было исключено.

Основываясь на предыдущих иллюстрациях французского археолога Арлетт Леруа-Гуран, где пыльца вокруг неандертальца Шанидара 4 демонстрирует сплющивание и коррозию, что соответствует ее древней древности, исследователи исключают возможность того, что Солецкий и его коллеги принесли пыльцу. Вместо этого они приходят к выводу, что пыльца, вероятно, примерно современна неандертальцу, с которым она связана.

В результате анализа делается вывод, что наличие таксономически смешанных комков несовместимо с комками пыльцы от отложений целых цветков. Вместо этого исследователи предполагают, что гораздо более вероятно, что таксономически смешанная пыльца была собрана и отложена пчелами.

Норы одиночных пчел сегодня можно найти на менее вытоптанных участках пола пещеры. Отдельные пчелы могут собирать несколько видов цветочной пыльцы во время кормления, а их норы являются общими для пещеры, что делает их идеальными подозреваемыми в скоплениях пыльцы.

Большинство нор описываются как субвертикальные или вертикальные и неглубокие (<5 см), некоторые имеют глубину более 0,5 м и диаметр 6–8 мм. Выстилки в форме пуль очень прочны, и нынешние исследователи обнаружили при раскопках древние выстилки нор, что подтверждает присутствие древних пчел.

Старые норы, как правило, имеют песчаную и пепельную засыпку, которую труднее увидеть. При внимательном наблюдении (и искусственном освещении) можно увидеть текстурные отличия от вмещающего осадка по мере того, как они прорезают стратификацию.

Авторы отмечают, что территория, на которой были обнаружены Шанидар 4 и связанные с ней останки скелета, оставалась открытой более года до начала раскопок, что позволяет предположить, что комки пыльцы были занесены пчелами непосредственно перед раскопками Солецкого.

Поскольку во время первоначальных раскопок они были более заметны, чем древние пчелиные норы на месте раскопок, возможно, более вероятно, что пчелы гнездились в отложениях вокруг Шанидара 4 вскоре после захоронения.

В современных условиях цветы, представленные в пыльце Шанидара 4, не могут быть собраны одновременно в любое время года, что исключает возможность сбора команды раскопок и цветов непосредственно в момент смерти. Пчелы могли легко откладывать пыльцу на протяжении всего вегетационного периода.

С другой стороны, предположение Леруа-Гурана о том, что некоторые комки содержат незрелую пыльцу, может указывать на более сложные сценарии. Некоторые вопросы еще предстоит решить.

Исследователям еще предстоит выяснить или установить, почему сгустки пыльцы были обнаружены только в трех образцах, связанных с останками неандертальцев, из 21 образца, содержащего пыльцу, проанализированного из пещеры Леруа-Гураном. Возможность других механизмов, таких как деятельность мелких млекопитающих или неандертальцев, по мнению исследователей, полностью исключать нельзя.

Необъяснимые фрагменты дерева, найденные в могиле Шанидара Z, недавно обнаруженного скелета неандертальца, который во многом совпадает со скелетом Шанидара 4, позволяют предположить, что в пещере осталось еще больше погребальных загадок.

Первоначальные выводы Солецкого, изложенные в его гипотезе, предлагали сценарий, в котором неандертальцы демонстрировали сложное поведение, связанное с уходом за своими умершими, такое как погребение и погребальные подношения, что сильно отличалось от более ранних представлений о неандертальцах как о примитивных, менее развитых или даже диких животных. существа.

Его первоначальные выводы обсуждались и тщательно изучались последующими исследователями, часто задававшимися вопросом, были ли останки намеренно помещены и захоронены. Несмотря на то, что на протяжении многих лет выдвигались различные альтернативные объяснения и критические замечания, гипотеза захоронения все еще остается в силе, поскольку было обнаружено больше подтверждающих доказательств преднамеренного захоронения.

В пещере Шанидар, особенно в пещере Шанидар 1, также найдены останки неандертальцев, свидетельствующие о том, что они, вероятно, получали пожизненный уход. Шанидар 1, мужчина-неандерталец, получил тяжелую травму головы, из-за которой он мог ослепнуть на левый глаз и частично парализовать правую руку и ногу.

Исследователи ранее предположили, что тот факт, что Шанидар 1 выжил в течение длительного периода с этими травмами, свидетельствует о том, что он получал заботу и поддержку со стороны других членов группы неандертальцев. Это можно рассматривать как свидетельство сострадания и сотрудничества внутри неандертальских сообществ.

Даже если окажется, что пыльца пещеры Шанидар образовалась в результате деятельности пчел, предположение о том, что пыльца интеллектуально сложного неандертальца была правильным выбором.

За годы, прошедшие после первоначального открытия, было обнаружено, что неандертальцы в других местах ответственны за наскальные рисунки и гравюры, резные деревянные метательные копья, украшения из орлиных когтей и бусы из кости, ракушек и слоновой кости.

Неандертальцы также собирали декоративные раковины с далеких пляжей, размещали большие черепа животных вокруг очагов огня, изготавливали комплекты для разведения огня, перегоняли березовый деготь в синтетический клей и были достаточно очаровательны, чтобы скрещиваться с предками большинства нынешних современных людей.

Помещение нескольких цветов на могилу больше не кажется выходом за рамки поведенческой сложности неандертальцев. Проницательная гипотеза Солецкого о «Цветочных захоронениях» может быть ответственной за сдвиг в мышлении, который позволил сделать непредвзятую оценку многих других мест и лучше понять наших внутренних родственников-неандертальцев.