Ученые выяснили, мелькает ли вся жизнь пред глазами в момент умирания

Некоторые люди уверяют, что в момент клинической смерти при ранении, острой травме или сердечном приступе у них мелькала перед глазами вся прожитая жизнь. Это уверение многие эксперты считали игрой воображения, но последнее исследование в какой-то мере подтвердило данную «антинаучную» гипотезу.

Биологический парадокс: ярче, чем реальность

Раньше ученые считали. что при остановке сердца мозг теряет активность, затухает. Однако проведенные недавно эксперименты на животных опровергли эту версию. Было явно продемонстрировано: в момент остановки сердца и дыхания вдруг случается резкий всплеск активности головного мозга.

Ученые хотят выяснить: что такое так называемые околосмертные переживания, которые описывают некоторые пациенты, пережившие кому. Они яркие, "реальнее, чем реальность", случаются не у всех, но их в той или иной мере описывают 10-20% людей, выживших после остановки сердца.

Этот биологический парадокс, бросающий вызов общепринятому пониманию умирания мозга, и решили протестировать исследователи.

Мозг ярко жил 30 секунд после остановки сердца

В экспериментах на животных было зафиксировано, при внезапном прекращении сердечной деятельности или остром удушье, резкое повышение гамма-активности головного мозга. Оно длилось около 30 секунд после остановки сердца и дыхания. На этот раз ученые впервые в мировой практике решили проследить, наблюдается ли подобное явление и у людей.

Как сообщает журнал NEUROSCIENCE, эксперты изучили нейронную активность мозга у четырех пациентов отделения нейроинтенсивной терапии Клиники Мичиганского университета. Они на момент клинической смерти уже сутки были в коме без каких-либо признаков сознания. Их с разрешения родных отключили от ИВЛ, зафиксировав показатели активности мозга до этого и после прекращения работы аппарата.

Нейроны сопротивляются или готовятся к неизбежному?..

Было зафиксировано: именно в момент прекращения вентиляции легких начинался мощный всплеск гамма-активности нейронов. Его отметили у двух пациентов, то есть, у половины наблюдаемых.

Подобное «выраженное увеличение осцилляторной активности в задней горячей зоне головного мозга» наблюдается у здоровых людей в моменты напряженной умственной работы или на фоне ярких сновидений. Также они случаются во время зрительных галлюцинаций.

Что при этом видели пациенты, чувствовали ли они что-то в моменты всплеска мозговой активности, ученые не знают. Но очевидно, что работа мозга после остановки сердца сильно недооценена, она требует дальнейшего изучения.