Среднеордовикский «морской карликовый мир» обнаружен в Британии

Необычайно хорошо сохранившийся «Мир морских карликов» возрастом 462 миллиона лет назад был обнаружен в Касл-Бэнк, Уэльс, командой под руководством Нанкинского института геологии и палеонтологии Китайской академии наук (NIGPAS). Района насчитывает более 150 видов, многие из которых имеют миниатюрные размеры тела. Это одно из самых неожиданных местонахождений окаменелостей в мире. Новое исследование опубликовано в журнале Nature Ecology & Evolution.

Касл-Бэнк в Поуисе — одно из очень редких мест, где сохранились мягкие ткани и целые организмы, что дает непревзойденное представление об эволюции жизни. Среди лучших из этих участков - фауна типа сланцев Берджесс, названная в честь классического месторождения сланцев Берджесс, содержащего ископаемые, в Канаде.

Многие из этих местонахождений встречаются в горных породах кембрийского периода (542–485 миллионов лет назад), когда впервые появились узнаваемые окаменелости животных. Однако в посткембрийских породах они почти не встречаются. В результате палеонтологи много знают о кембрийской морской жизни, но меньше знают о том, как она развивалась в последующие периоды.

Касл-Бэнк относится к середине последующего ордовикского периода, около 462 миллионов лет назад, и может соперничать с лучшими кембрийскими отложениями по разнообразию окаменелостей и исключительному уровню сохранности.

Замечательный новый комплекс был впервые обнаружен в 2020 году доктором Джо Боттингом и доктором Люси Мьюир, двумя авторами этого исследования, недалеко от Лландриндода, центральный Уэльс. После чего исследования продолжились и были сделаны новые открытия.

На сегодняшний день обнаружено более 150 видов, почти все новые. Многие животные очень маленькие, всего 1–3 мм в длину, но сохраняют мельчайшие детали. Они варьируются от членистоногих, таких как ракообразные и мечехвосты, до различных видов червей, губок, морских звезд и многих, многих других. У некоторых животных сохраняются внутренние органы, такие как пищеварительная система и даже нервы, а также конечности крошечных членистоногих и тонкие щупальца-фильтраторы. Такая изысканная деталь известна по лучшим кембрийским фаунам, но не по ордовикским.

Фауна Касл-Бэнк представляет собой сообщество разнообразных морских организмов среднего ордовика, и многие ракушечные окаменелости были обычными для этих пород.

Кроме того, диапазон окаменелостей также включает в себя несколько необычных открытий, от неожиданно поздних образцов кембрийских животных, похожих на опабиниид (странных протоартроподов с длинным хоботком) и виваксиидов (слизнеподобных моллюсков, покрытых чешуей), до дразнящих, неожиданно ранних окаменелости, которые напоминают современных гусиных ракушек, цефалокаридных креветок (у которых вообще нет летописи окаменелостей) и, возможно, даже морских родственников насекомых.

Кембрий стал свидетелем происхождения основных групп животных. Ордовик также был критическим периодом в истории жизни, с необычайным разнообразием животных, давших твердые скелеты и обильные окаменелости. Кроме того, к концу ордовика появились более привычные экосистемы, такие как сегодняшние коралловые рифы. Однако до сих пор между этими двумя эволюционными событиями существовал большой «зазор».

Новая фауна из середины этого интервала поможет заполнить этот пробел, ответив на вопросы о переходе животных от кембрийской фауны к палеозойской фауне и о переходе экосистем от кембрийского стиля (которые были похожи на большей части мира) к гораздо более разнообразной экологии, которую мы наблюдаем сегодня.

На основе этой фауны было опубликовано несколько статей, описывающих губки, и одна о примитивном родственнике современных членистоногих по имени Миэриддурин. За этим последует еще много статей, и коллекции продолжаются. По словам доктора Мьюира, «большинство ископаемых месторождений такого значения изучаются в течение многих десятилетий, и это, вероятно, ничем не отличается».