Окаменелости раскрывают давнюю связь между пернатыми динозаврами и пернатыми жуками

Новые окаменелости в янтаре показали, что жуки питались перьями динозавров около 105 миллионов лет назад, демонстрируя односторонние или взаимные симбиотические отношения, согласно статье под названием «Симбиоз между меловыми динозаврами и жуками-пернатыми», опубликованной в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Основные исследованные фрагменты янтаря из испанского местонахождения Сан-Хуст (Теруэль) содержат личиночные линьки мелких жуков, плотно окруженных участками пуховых перьев. Перья принадлежали неизвестному динозавру-тероподу, либо птичьему (термин, относящийся к «птицам» в широком смысле), либо нептичьему, поскольку оба типа тероподов жили в раннем меловом периоде и имели часто неразличимые типы перьев. Однако изученные перья не принадлежали современным птицам, поскольку группа появилась в летописи окаменелостей примерно на 30 миллионов лет позже, в позднем меловом периоде.

Глядя на современные экосистемы, мы видим, как клещи заражают скот, лягушки захватывают насекомых акробатическими языками, как на коже китов вырастают ракушки. Это лишь некоторые из разнообразных и сложных экологических отношений между позвоночными и членистоногими, которые сосуществовали более 500 миллионов лет. Считается, что то, как эти две группы взаимодействовали на протяжении глубокого времени, критически сформировало их эволюционную историю, что привело к совместной эволюции. Тем не менее, свидетельства взаимоотношений членистоногих и позвоночных крайне редко встречаются в летописи окаменелостей.

Сохранившиеся в янтаре личиночные линьки были идентифицированы как относящиеся к современным кожеедам, или дерместидам. Жуки-дерместиды - печально известные вредители хранящихся продуктов или высушенных музейных коллекций, питающиеся органическими материалами, которые трудно разлагаются другими организмами, такими как натуральные волокна. Однако дерместиды также играют ключевую роль в переработке органического вещества в природной среде, обычно населяя гнезда птиц и млекопитающих, где скапливаются перья, волосы или кожа.

«В наших образцах некоторые части перьев и другие остатки, включая мельчайшие ископаемые фекалии или копролиты, находятся в тесном контакте с линьками, приписываемыми жукам-дерместидам, и имеют случайные повреждения и/или признаки разложения. Это убедительное доказательство того, что ископаемые жуки почти наверняка питались перьями, и что они были отделены от хозяина», — объясняет доктор Энрике Пеньяльвер из Геологического и горного института Испании Испанского национального исследовательского совета (CN IGME-CSIC) и ведущий автор исследования. «Личинки жуков жили — питались, испражнялись, линяли — в скопившихся перьях на производящем смолу дереве или рядом с ним, вероятно, в гнезде. Поток смолы по счастливой случайности уловил эту ассоциацию и сохранил ее на миллионы лет».

«Также были изучены три дополнительных кусочка янтаря, каждый из которых содержал изолированную линьку жука разной стадии зрелости, но отнесенную к одному и тому же виду, что позволило лучше понять этих крошечных насекомых, чем это обычно возможно в палеонтологии», — пояснил соавтор исследования доктор Дэвид Перис из Ботанического института Барселоны. Самый впечатляющий полный образец был найден в янтарном месторождении Рабаго / Эль-Соплао на севере Испании, примерно того же возраста, что и Сан-Хуст.

«Неясно, выиграл ли пернатый теропод-хозяин от того, что личинки жука питаются его оторванными перьями в таком правдоподобном гнезде», — говорит соавтор исследования доктор Рикардо Перес-де ла Фуэнте из Музея естественной истории Оксфордского университета. «Тем не менее, теропод, скорее всего, не пострадал от активности личинок, поскольку наши данные показывают, что они не питались живым оперением и не имели защитных структур, которые у современных дерместидов могут раздражать кожу хозяев гнезда, даже убивая их».