У гигантского динозавра была самая длинная шея среди всех когда-либо обнаруженных животных

Новое исследование показало, что динозавр с самой длинной шеей в истории был юрским зверем с шеей длиной более 15 метров. Это более чем в шесть раз превышает длину шеи жирафа. Этот зауропод с длинной шеей, известный как Mamenchisaurus sinocanadorum, жил около 162 миллионов лет назад в юрский период на территории нынешнего Синьцзян-Уйгурского автономного района на северо-западе Китая, согласно исследованию, опубликованному в Journal of Systematic Palaeontology.

«Длинная шея Mamenchisaurus sinocanadorum, как и у других зауроподов, сделала бы животное эффективным собирателем, способным пастись на огромных объемах побегов, необходимых для питания такого огромного тела, прежде чем перейти к следующему богатому растительностью месту», - пояснил первый автор исследования палеонтолог Эндрю Мур из из Университета Стоуни-Брук в Нью-Йорке.

Исследователи обнаружили окаменелости M. sinocanadorum в 1987 году, но нашли немного — только челюстную кость, несколько шейных позвонков и шейные ребра. Однако этого было достаточно, чтобы многое рассказать палеонтологам о давно умершем динозавре. «У всех зауроподов была длинная шея, но Mamenchisaurus были выдающимися, с одними из самых экстремальных пропорций шеи в истории земной жизни», — сказал Мур.

По словам Мура, после M. sinocanadorum следующим динозавром с самой длинной шеей является Xinjiangtitan shanshanesis,  который может похвастаться самой полной сохранившейся шеей за всю историю наблюдений — 13,4 м.

Мур и его коллеги сравнили несколько сохранившихся позвонков M. sinocanadorum с более полными скелетами его ближайших родственников зауроподов. «Наши анализы позволяют нам с достаточной уверенностью утверждать, что у Mamenchisaurus sinocanadorum было 18 позвонков на шее, потому что близкие родственники, известные по более полным скелетам, имеют по 18 шейных позвонков», — сказал он. «Поэтому, сосредоточившись только на этих близких родственниках с похожими шеями, мы увеличили масштаб».

M. sinocanadorum эволюционировал так, чтобы его огромная шея оставалась легкой, но крепкой. Компьютерная томография позвонков динозавра показала, что воздух составлял до 77% их объема, как и легкие скелеты современных аистов. Исследователи обнаружили, что для защиты шеи от травм у зауропода были ребра длиной 4 метра, которые были построены в виде стержней и перекрывались пучками с обеих сторон шеи, как и у других зауроподов.

Неизвестно, почему у M. sinocanadorum в ходе эволюции появилась такая огромная шея, но «возможно, это сделало их гораздо более эффективными при добыче пищи», — сказал Мур. Спортивная длинная шея, возможно, также помогла гигантскому травоядному избавиться от избыточного тепла тела, увеличив площадь его поверхности, точно так же, как огромные уши слонов помогают им сохранять прохладу. Помимо механической проблемы, связанной с поддержанием такой длинной шеи, зауроподы также должны были «дышать через эти шеи, пропускать по ним проглоченную пищу, регулировать свою температуру и многое другое.