Изысканные окаменелости пауков из Австралии дают ключ к разгадке их эволюции

Два окаменелых паука были найдены погребенными в богатых железом отложениях на недавно обнаруженном участке в Новом Южном Уэльсе, Австралия. Один из них — второй по величине ископаемый паук, который когда-либо был обнаружен, и он был идентифицирован как новый вид паука-люка с кистями, названный Megamonodontium mccluskyi.

Лишь несколько останков древних пауков были найдены в Австралии. «Сегодня в Австралии обитает немало пауков, но летопись окаменелостей почти пуста», — говорит Мэтью МакКарри из Австралийского музейно-исследовательского института, который руководил исследованием нового вида. «И редко можно найти экземпляры, которые содержат такие изысканные детали, как эти. Оба эти фактора означают, что мы можем многому научиться из новых находок».

Новый вид имеет длину всего лишь сантиметр – относительно небольшой по современным меркам, но крупнее, чем все другие ископаемые пауки, найденные на сегодняшний день, за исключением одного. Нехватка крупных пауков в летописи окаменелостей частично связана с тем, как большинство из них окаменело. Многие пауки были обнаружены заключенными в янтарь после того, как застряли в древесной смоле, из которой более крупным паукам было легче выбраться.

Размер и форма ног, а также характерные волосы, которые дали этим паукам-люкам свое название, помогли классифицировать это существо. Это первая окаменелость этого семейства, которая когда-либо была найдена.

Второе открытие — миниатюрный паук-скакун из рода Simaetha. Хотя его длина составляет всего 2 миллиметра, он настолько хорошо сохранился, что ученые могут исследовать внутренние структуры с точностью до нескольких нанометров. На микроскопических изображениях видны линзы передних глаз паука и даже более мелкие детали, включая желудочно-кишечный тракт и отдельные аксоны центральной нервной системы.

Эти две окаменелости датируются серединой миоценовой эпохи, между 11 и 16 миллионами лет назад, когда пауки совершали захватывающие эволюционные скачки, говорит Майкл Фрезе из Университета Канберры, Австралия, который помог проанализировать оба экземпляра. «Хотя они находились в одинаковых условиях, судьба их потомков была разной», — говорит он.

Новая находка предполагает, что пауки-скакуны, вероятно, возникли в Австралии, а затем мигрировали в Азию, что подтверждает гипотезу, разработанную на основе изучения генетических последовательностей.

Кистоногим паукам-люкам повезло меньше. Эта конкретная группа, по-видимому, вымерла, вытесненная суровыми новыми условиями, когда Австралия начала охлаждаться и стала намного суше.

«Эти окаменелости происходят из того времени, когда мир быстро менялся», — говорит Барри Ричардсон из CSIRO в Австралии, который руководил исследованием пауков-скакунов. «Поскольку мы живем в другое время быстрых изменений окружающей среды, полезно изучить, как природа отреагировала в прошлый раз».