Ученым удалось установить истинные цвета живописи древнерусских храмов


Фото из открытых источников
Физики Объединенного института ядерных исследований совместно с российскими искусствоведами и реставраторами провели исследование, чтобы выяснить, какими красками пользовались художники, расписывавшие фрески на стенах древнерусских храмов, ведь под воздействием разных обстоятельств цвета могут меняться на диаметрально противоположные.  
 
Для этого, как сообщает «Газета.ру», был использован сразу целый комплекс методов, среди которых важно место занимают рентгенофлуоресцентный и нейтронный активационный анализ.
 
Как оказалось, плащ на фреске с изображением Святого Георгия Победоносца в Великом Новгороде изначально был красным, но стал черно-коричневым из-за использования нестойких свинцовых белил. Под воздействием окружающей среды они начали разлагаться, что и привело к такому существенному изменению цветовой палитры.
 
Аналогичным образом переродился колорит и в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве. Там у двух архангелов складки на одежде белого цвета, а у одного – черного. Оказалось, что в последнем случае также очень много свинца.
 
Изменились первоначальные цвета также и на фреске с изображением трех апостолов из Симеоновской церкви. Изначально здесь была желтая палитра, но под воздействием высокой температуры охра постепенно стала краснеть. Как известно из летописей, в 1471 году церковь «горела», что, вероятно, и стало причиной изменения цвета.
 
Сейчас специалисты исследуют росписи 1643 года в Успенском соборе. Там они проверяют, какие материалы, о покупке которых упоминается в документах от 1643 года, использовались художниками.