Обнаруженная в Перу фреска с изображением двуликих мужчин может намекать на «космические царства»


Фото из открытых источников
На 1400-летнем археологическом участке Паньямарка в прибрежной части Перу были обнаружены две фрески с изображением двуликих мужчин, держащих необычные сокровища, в том числе кубок, из которого пьют колибри. По мнению ученых, эти детали могут намекать на жертвоприношение и «космические царства».
 
Обе фрески, украшающие одну и ту же колонну в парадном зале, очень богаты деталями. На одной фреске, расположенной у вершины колонны, изображен мужчина с двумя лицами — одно смотрит влево, а другое вправо — держит в одной руке веер из перьев, а в другой — кубок, из которого пьют четыре колибри. Второй двуликий человек, нарисованный ниже на колонне, держит в одной руке движущийся веер из перьев, а в другой — палкообразный предмет, сохранившийся лишь частично. Исследователи говорят, что художники, возможно, экспериментировали с тем, как изобразить движение. 
 
Оба мужчины носят что-то похожее на головной убор или корону на головах и яркую одежду с замысловатыми узорами и что-то похожее на большие ремни. Фрески были обнаружены археологами в августе 2022 года.
 
Почему представители доколумбовой культуры Моче так изобразили этих двух мужчин, остается загадкой. «В южноамериканской археологии нет ничего подобного. Возможно, художники экспериментировали с тем, как показать движение и два повествовательных момента одновременно», - пояснила руководитель команды исследователей Лиза Тревер из Колумбийского университета.
 
Фрески были созданы между 550 и 800 годами нашей эры, в то время, когда цивилизация, известная как Моче, процветала в прибрежных районах Перу. Моче строили огромные храмы, совершали человеческие жертвоприношения и создавали прекрасные произведения искусства, такие как керамические кубки, вылепленные в форме человеческих голов. Они жили до того, как в Перу использовалась система письма. 
 
Двое мужчин могут быть божествами, но это сомнительно. «Как правило, изображения божеств в искусстве Моче имеют нечеловеческие аспекты, такие как клыки, лица, хвосты или крылья различных существ. Это, за исключением двух лиц, кажется полностью человеческим», — отмечает Тревер. 
 
Паньямарка — архитектурный комплекс, расположенный в нижней части долины Непенья в Перу. Зал с двуликими мужчинами содержит множество других фресок, в том числе образцы с изображением жрицы, змеи и летучей мыши. Археологи изучают его более 60 лет, после обнаружения первой фрески в 1958 году. Несмотря на десятилетия исследований, большая часть зала до сих пор не раскопана, и, вероятно, еще ждут своего открытия, говорится в заявлении команды. 
 
До сих пор неизвестно, как Моче использовали этот зал. «Одна из вещей, которые настолько интересны и сложны в этом здании, заключается в том, что необычная плотность картин внутри него означает, что мы можем раскопать и сохранить только скромную часть здания каждый полевой сезон», — сказала Тревер. «Это означает, что у нас все еще есть много вопросов об архитектуре и ее функциях». 
 
Маловероятно, что многие люди имели доступ в этот зал. «Конечно, это было место, не предназначенное для публичного доступа, учитывая, насколько узки проходы и внутреннее пространство», — пояснила Тревер. «Должно быть, это было особенное место для входа, возможно, открытое только для лидеров или старейшин общины Паньямарки». 
 
По словам ученых, подобные открытия очень важны. Они помогают археологическим и искусствоведческим усилиям по реконструкции космологического значения и религиозных повествований иконографии Моче.
 
Одно из возможных объяснений того, почему у мужчин два лица, заключается в том, что это может «означать смертного, носящего маску и, таким образом, выдающего себя за сверхъестественное или становящегося единым целым», — объясняют ученые. 
 
Деталь колибри, пьющих из кубка, также важна, поскольку она может символизировать связь между смертными и богами. Колибри, пьющих из чашки, можно интерпретировать как мощный призыв к центральной роли жертвоприношения в мировоззрении Моче. А жертвоприношение служило важнейшим механизмом, обеспечивающим циркуляцию живительных флюидов между существами и космическими сферами.