Анализ древней африканской ДНК доказал правдивость мифа о происхождении суахили


Фото из открытых источников
Вот уже столетие различные ученые спорят о том, в какой степени на культуру суахили повлияли внешние источники, причем доказательства указывают на несколько разных направлений. К этой путанице добавилось влияние более чем 500-летней колонизации в этом районе — «чрезвычайно трудная история», которая до сих пор остается серьезной проблемой, указал Дэвид Райх, профессор генетики в Институте Блатавника Гарвардской медицинской школы и профессор эволюционной биологии человека в Гарвардском университете.
 
«История происхождения суахили почти полностью сформирована людьми, не владеющими суахили», — пояснил он.
 
Поначалу общепринятым мнением — по крайней мере, за пределами самого побережья Суахили — было то, что столь впечатляющая цивилизация с ее коралловыми мечетями и мультикультурными городами должна была быть импортирована каким-то иностранным правящим классом. Однако в последние несколько десятилетий преобладающая точка зрения сместилась в сторону той, согласно которой местная культура была в основном доморощенной, а иностранные культуры были импортированы на протяжении веков лишь в меньшей степени.
 
Между тем местная устная традиция рассказала еще одну историю. По словам самих жителей побережья суахили, их культура берет свое начало от персидских князей, которые на рубеже второго тысячелетия переплыли через Индийский океан в Восточную Африку и прочно закрепились в обществе суахили, женившись на местных женщинах и создав семьи и сообщества, которые оставили свой след на века вперед.
 
Новое исследование, которое было опубликовано в Nature, стремилось положить конец этому конфликту канона с помощью грубой силы: оно включает в себя крупнейший на сегодняшний день анализ древней ДНК в Африке и включает в себя первую древнюю ДНК, извлеченную из представителей цивилизации суахили. Помимо древней ДНК, которая датируется 1300–1900 годами нашей эры, команда также включила новые геномные последовательности почти 100 современных носителей суахили и современных людей со всей Восточной Африки и Евразии. Сравнение двух наборов позволило им определить, откуда могли родом древние люди.
 
И результаты выявили явного победителя: традиционные истории были правильными.
 
«Результаты дают недвусмысленные доказательства продолжающегося культурного смешения на побережье Восточной Африки на протяжении более тысячелетия», — сказал Райх. «Африканцы общались и имели семьи с иммигрантами из других частей Африки и мира Индийского океана».
 
Действительно, огромное количество — в некоторых случаях более половины — ДНК, извлеченной из многовековых скелетов на местных кладбищах, восходит к Азии, а не к Африке. Из них подавляющее большинство прибыло из Персии — области, которая теперь известна как Иран. 
 
С другой стороны, митохондриальная ДНК — генетическая подпись, которая может передаваться только по материнской линии — сильно смещена в сторону африканского происхождения, что подразумевает ситуацию, в которой персидские мужчины женились и производили потомство на африканских женщинах по всему побережью суахили.
 
Но хотя эта картина может наводить на мысль об ужасной истории эксплуатации и перемещения, такая точка зрения, скорее всего, «наивна», сказал Райх. Такая интерпретация не учитывает культурный контекст в данном конкретном случае, пояснил он. Хотя персидские обычаи и культурные особенности, безусловно, были включены в местное общество, образ жизни на побережье суахили оставался преимущественно африканским.
 
Авторы говорят, что вместо того, чтобы быть замененной, культура суахили просто впитала иностранные влияния, и азиатские эмигранты стали суахили, а не наоборот. 
 
«Археологические раскопки выявили африканские основы общества суахили, показывая глубокие исторические корни и африканское происхождение прибрежной архитектуры и материальной культуры, а не персидское вдохновение», — пояснил Джеффри Флейшер, профессор антропологии Университета Райса и старший автор исследования. «И люди, живущие здесь, говорили на суахили, местном языке банту, и придерживались местных традиций в своей повседневной жизни».
 
Ученые отмечают, что, хотя результаты могут «противоречить и усложнять» представления, распространенные в традиционных научных кругах, это, тем не менее, огромный шаг вперед в относительно молодой области африканской археогенетики.