Nature: древний метеорит оказался капсулой времени с момента зарождения нашей Солнечной системы

Кусок древней космической породы, оказавшийся на Земле, дает ученым подсказки, необходимые для понимания облака пыли, из которого родилась Солнечная система. Редкий объект известен как Erg Chech 002, и содержащийся в нем изотоп предполагает разбрызгивание радиоактивного материала от недавно взорвавшихся звезд, проникших в нашу Солнечную систему ближе к концу ее формирования. Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.

Это захватывающий взгляд на солнечную среду миллиарды лет назад, показывающий не только то, как метеориты могут служить капсулами времени, сохраняющими тайны прошлого, но и то, что эти секреты затем можно использовать для лучшего понимания того, что мы находим в других космических камнях.

Солнце, как и все звезды, родилось из газа и пыли. Солнечная туманность представляла собой плотное облако, плавающее в космосе, с более плотной областью, которая коллапсировала под действием силы тяжести, образуя молодую звезду, вбирая в себя все больше и больше материала по мере ее вращения и роста. Как только Солнце поглотило всю свою массу, оставшийся диск материала пошел на формирование планет.

У нас есть примерное представление о том, что было в туманности. В конце концов, наша собственная планета, а также все другие планеты, камни и пыль, дрейфующие по Солнечной системе, были созданы из нее. Но во многих из этих мест многое изменилось в химическом отношении за 4,6 миллиарда лет или около того с тех пор, как Солнце было всего лишь мерцанием в облаке пыли.

Метеориты и астероиды, напротив, считаются относительно нетронутыми образцами Солнечной системы на момент формирования этих объектов, поскольку с тех пор они остались более или менее неизменными и неизменными. Так что мы можем изучить их, чтобы узнать, когда они образовались, и состав материала, из которого они это сделали.

Это возвращает нас к Эрг Чех 002, метеориту старше Земли и непохожему ни на один другой. Обнаруженный в 2020 году в песчаном море Эрг-Чех на юго-западе Алжира, камень имеет необычный андезитовый состав, связанный с вулканической деятельностью, что позволяет предположить, что объект когда-то был частью планеты на ранней стадии формирования, развитие которой было остановлено на раннем этапе.

Одним из элементов, которые он содержит, является стабильный изотоп магния, называемый магнием-26. Магний-26 — это продукт распада особого радиоактивного изотопа алюминия, алюминия-26, который образуется во время жестокой смерти сверхновых массивных звезд.

Алюминий-26 имеет относительно короткий период полураспада — 717 000 лет, но продукты его распада можно использовать для вывода о его прошлом присутствии в материалах и расчета возраста объектов, в которых они обнаружены.

Группа ученых под руководством космохимика Евгения Крестьянинова из Австралийского национального университета в Австралии теперь использовала эти изотопные часы, чтобы сделать вывод о распределении алюминия-26 в солнечной туманности.

Они рассчитали возраст метеорита, исходя из соотношений продуктов его радиоактивного распада. Их расчеты соответствовали предыдущим расчетам возраста Эрг Чех 002 – 4,566 миллиарда лет.

Затем команда провела сравнение с другими хорошо сохранившимися древними метеоритами аналогичного каменистого состава. Они обнаружили, что в Эрг-Чех 002 содержится значительно больше алюминия-26, чем в других метеоритах, что, по их интерпретации, означает, что алюминий-26 был неравномерно распределен по туманности нашего Солнца.

Они считают, что эти открытия представляют собой позднее попадание звездного материала в солнечную туманность, принося с собой свежеиспеченные радиоактивные изотопы, в том числе алюминий-26, который был поглощен зарождающейся планетой, с которой прибыл Эрг Чех 002.

Предыдущие исследования показывают, что молодая Солнечная система была затоплена радиоактивными материалами в результате взрывов сверхновых во время зарождения Солнца. Работа Крестьянинова и его коллег представляет собой еще одну часть загадки этого любопытного периода нашей древней истории.