Изучение музыки может увеличить серое вещество мозга у пожилых людей
Согласно недавнему исследованию, которое было опубликовано в Neuroimage: Reports, уроки музыки оказывают положительное влияние на здоровье мозга у пожилых людей и даже могут привести к увеличению серого вещества. Полученные данные вселяют надежду на новое немедикаментозное вмешательство, которое поможет защитить мозг от постепенного угасания с течением времени*.
Многие из нас обеспокоены тем, что произойдет с нашим мозгом с возрастом. Даже если исключить такие серьезные состояния, как слабоумие, некоторая потеря когнитивных функций практически неизбежна. Несмотря на то, что некоторые медикаментозные методы лечения доступны, они не подходят для всех, поэтому наблюдается стремление к другим вмешательствам, которые также могут помочь остановить старение мозга.
Предыдущие исследования показали, что участие в музыкальных мероприятиях может быть чрезвычайно полезным для благополучия пожилых людей, а недавние исследования дополняют это, демонстрируя, как уроки музыки могут фактически увеличить объем серого вещества в мозгу.
Команда набрала 132 человека в возрасте от 62 до 78 лет. Все участники были пенсионерами, и ни один из них никогда не брал уроки музыки дольше шести месяцев в любой момент своей жизни.
«Нам нужны были люди, чей мозг еще не проявлял никаких следов пластичности, связанной с музыкальным обучением. Действительно, даже краткий опыт обучения в течение жизни может оставить отпечатки в мозгу, что исказило бы наши результаты», — пояснил в своем заявлении первый автор Дэмиен Мари.
Чтобы увидеть, есть ли разница между практическими и теоретическими занятиями музыкой, участников разделили на две группы. У одного были уроки игры на фортепиано, в то время как другой принимал участие в том, что авторы назвали уроками «музыкальной культуры» — они включали музыкальный анализ и оценку, теорию музыки и элементы истории музыки, но на самом деле создание музыки (например, посредством пения или аплодисментов) было избегали.
В обоих случаях занятия длились один час в неделю. Предполагалось, что они будут практиковаться или выполнять домашнее задание по 30 минут в день пять дней в неделю. Исследование длилось один год, а через шесть месяцев за участниками наблюдали.
«Через шесть месяцев мы обнаружили общие эффекты для обоих вмешательств», — сказала старший автор Клара Джеймс. «Нейровизуализация выявила увеличение серого вещества в четырех областях мозга, участвующих в когнитивных функциях высокого уровня, у всех участников, включая области мозжечка, отвечающие за рабочую память. Их производительность увеличилась на 6 процентов, и этот результат был напрямую связан с пластичностью мозжечка».
Исследователи пояснили, что невозможно сделать вывод, что музыкальное обучение восстанавливает области мозга, где старение уже наносит ущерб, — скорее похоже, что обучение может помочь предотвратить старение в определенных областях.
Между группами были некоторые различия. Например, объем серого вещества в правой первичной слуховой коре, играющей важную роль в обработке звука, уменьшился в группе теории музыки, тогда как в группе фортепиано он оставался стабильным. Другие факторы, такие как количество времени, затрачиваемого на практику, действительно влияли на результаты участников, поэтому может быть недостаточно просто записаться на несколько уроков.
В целом, однако, результаты показывают, что и игра, и прослушивание музыки могут быть забавным и немедикаментозным способом улучшения когнитивного здоровья у стареющего населения. Авторы говорят, что теперь они хотят протестировать вмешательство на людях с более тяжелыми симптомами, состоянием, известным как легкое когнитивное нарушение, которое у некоторых является предвестником серьезных заболеваний, таких как слабоумие.
* Информация представлена исключительно в ознакомительных целях и не служит рекомендацией для лечения заболеваний