Nature Communications: птичий грипп стал заразнее

Специалистами ВОЗ в тандеме с экспертами американской детской больницы Святого Иуды зафиксирована быстрая эволюция вируса птичьего гриппа H5N1 во всем мире.

Как сообщает журнал Nature Communications, вспышки птичьего гриппа до сих пор носили, в основном, сезонный характер. Однако вирус успешно мутирует либо взаимодействует с другими патогенами. От этого «опыта» после 2021 года H5N1 стал гораздо заразнее.

Буквально ежегодно в разных регионах мира происходят вспышки заболевания, приводящие к массовой гибели птиц, как диких, так и домашних. В ходе новых экспериментов исследователи заражали животных одним из штаммов. Затем сканировали мозг подопытных. В нем выявили очень высокую концентрацию патогенных микроорганизмов, продуцирующих серьезные последствия для здоровья лабораторных животных.

Вывод однозначен: очень высокая изменчивость вируса сигнализирует: он способен обрести новые генетические черты, что значительно увеличивает риски заражения человека.

Тревожным признаком ученые называют рост числа зараженных млекопитающих. На северном побережье США, например, отмечена массовая гибель морских львов, выдр, морских свиней и дельфинов. По всей видимости, они употребляли в пищу больных птиц.

Случаев заражения людей пока немного, но они есть. Однако вирус демонстрирует высокие адаптационные способности. что настораживает ученых и медиков-практиков. Они предлагают в качестве профилактики вакцинацию домашней птицы. В ряде стран ее уже ведут, в частности. в Египте и Китае.