Ученые выяснили, что положило конец последнему ледниковому периоду

Около 15 тысяч лет назад случились события, которые привели к завершению последнего ледникового периода. Огромную роль в этом процессе играли океанские течения и повышение концентрации соли в морях и океанах.

Ученые уже было известно, что в конце последнего ледникового периода произошло сильное изменение океанских течений, а также уровня солености океана. Но причина таких перемен была неясна.

Как сообщает журнал Nature, новое исследование международной группы ученых показало, что смягчение климата в конце последнего ледникового периода во многом произошло благодаря течению мыса Игольного. Это теплое пограничное течение, идущее вдоль восточного побережья Африки. Оно узкое, но очень быстрое.

Но за 1,2 млн лет ледникового периода уровень морей и океанов значительно снизился. Отсюда — огромный рост концентрации соли в Индийском океане. Ситуацию осложнили низкие температуры, они способствовали формированию гигантских ледяных щитов. Что еще больше понизило уровни океанов, в среднем на 48 м по сравнению с нынешними показателями. Части морского дна в Индонезийском архипелаге обнажились, что привело к блокаде течений, впадающих в Индийский океан из Тихого.

Исследователи провели анализ химического состава микроскопических ископаемых раковин, фораминифер. Он показал, что концентрация соли в Индийском океане росла с наступлением каждого ледникового периода.

Дальше сдвиг ветров и течений повернул мощный поток очень соленой воды в Южную Атлантику. Климатические модели показали, что теплая вода пошла на север, а более холодные потоки — на юг. Таким образом климат выровнялся и в целом стал более теплым.