Интра или Индра — славянский праздник, который отмечают 18 января
Интра (Индра, Змиулан, Индрик-зверь) – это сын Земун от Дыя, брат Ящера и его оппонент. Интра – это Бог источников, колодцев, змей и туч. Связь с водными стихиями указывает на его Навью природу. В восточнославянской мифологии Навью называли духом смерти, или же мертвецом.
Интра (Индра) 18 января, славянский праздник, история, особенности
Считается, что в ночь ведуны заговаривали трубы домов, через которое Навь проникал в жилища. Интра – это обитатель подземелья, в преданиях славян сказано: «Как солнце на небе, так и Интра – в Нави».
В Индии Интру считали демоном, царем змей. Связь со змеями подчеркивает то, что Интерию населяют змеи, а сам Интра – супруг Змеи Параскевы. Интра победил козла-пана (сына Вия), по сути своего двоюродного брата, ведь Дый и Вий были братьями.
Считается, что Интра творил и добрые дела, но большую часть жизни он был жесток и проявлял агрессию по отношению к людям. Несмотря на то, что он является супругом демона-змеи, он сражался на одной стороне с Перуном. Больше всех Интра близок людям из Воинского Триглава (Перун-Интра-Волхв). Перун – это чистейшая воинская правда, а Волх – чародейство, агрессия и темный гнев. Интра является символом Света и Тьмы, борьбы противоположностей. Интра, который скачет верхом на единороге – является покровителем воинов, символом ратной доблести и отваги.
Интра – повелитель змей, 18 января
Стоит отметить, что Интра брат, и вместе с тем, главный враг Ящера. Интру считают повелителем колодцев, источников и змей.
Издревле люди воспевали особые песнопения, благодаря которым призывали Интру на помощь:
Чуткий Интра, услышь наш призыв!
Восприми наши ты воспевания!
О, мы знаем тебя, ярый бык!
Победи врага, мощный Интра!
Сокруши мощь Виева племени!
Восприми наши ты воспевания!
О, мы знаем тебя, ярый бык!
Победи врага, мощный Интра!
Сокруши мощь Виева племени!
На древних изображениях Интру представляли в качестве великого воина, одетого в необычную кольчугу. Воин был сильным и широкоплечим. Его латы отмечены замысловатым плетением, по преданию, они сияли при свете солнца ярче золота. Шлем воина был конусообразным, островерхим, чтобы придать своему носителю еще более грозный и сокрушительный вид. Оружие Интры сосредоточено в обеих руках – это два больших меча, чтобы не оставить никаких шансов на выживание своим врагам. Интра передвигался на магическом единороге, у которого не было соперников в скорости и выдержке. Славяне называли единорога Индрик-зверь.
Славяне наделяли Интру рядом коварных качеств, мол, он повелитель змей, змеиный царь, его супруга змея-демон Параскева. Древние уважали и боялись Интру. Его связь с миром мертвых всегда вызывала в душах верующих неподдельный страх, верующие всегда хотели защитить себя от влияния потусторонних сил. В день почитания Интры (18 января) в специальных храмах проводились ритуалы и подношения. Ночью, перед праздником, священнослужители и мудрецы осуществляли обряды и произносили заговоры, чтобы Интра не проник в мир живых.
Современные эксперты славянской мифологии говорят, что образ Бога Интры наделен глубоким философским смыслом. Считается, что небожитель у древних славян отождествлялся с темным ликом Перуна, он был наделен не только правом хранения оружия, но и правом воздаяния заслуженных возмездий и отмщений для предателей. Интра ассоциируется с гневным карателем, жестоким судьей, который не знает пощады, подобно настоящему воину.