Россия строит терминал для перевалки аммиака в обход Одессы


Источник фото: rupec.ru
Правительство России 22 февраля утвердило дорожную карту строительства первого для страны перевалочного терминала для аммиака и удобрений. Объект в Тамани хотят закончить к 2024 году. Он призван создать альтернативу маршрутам через иностранные порты. Но для реализации проекта «Тольяттиазоту» (структура «Уралхима») необходимо решить давние споры с РЖД, сообщает «Коммерсантъ».

Ранее значительные объемы поставок из Тольятти приходились на Украину (Одесса). Но аммиакопровод, пропускавший до 2,5 млн т продукта в год, был остановлен в феврале 2022 года. В «Тольяттиазоте» (ТОАЗ), как известно журналистам pronedra.ru, рассматривали возможности создания альтернативного канала последние 20 лет. Но реализация проекта стопорилась из-за разногласий по поводу прав на землю и способов ее использования. Так, согласно решению суда от 2019 г., ТОАЗ требовалось очистить «спорные» участки, которые власти Краснодарского края отказывались причислить к федеральной собственности. Статус необходим для строительства объектов для перевалки взрывоопасных веществ. Отказ региональных властей был признан арбитражным судом незаконным в 2022 г. В этом же году ТОАЗ стал структурой «Уралхима», что способствовало подвижкам в реализации проекта.

Правительственная «дорожная карта» требует урегулировать земельные вопросы до марта. Росморречфлот должен до мая 2023 г. внести соответствующие изменения в документацию порта Тамань от 2018 г. Региональной администрации в те же сроки необходимо скорректировать генеральный план Темрюкского района

Мощность первой очереди перевалочного комплекса составляет 2 млн т в год. Ее планируют запустить к концу текущего года. Ввод в эксплуатацию второй линии ожидается в декабре 2025 г. Она доведет годовые перевалочные мощности до 1,5 млн т карбамида и 3,5 млн т аммиака. Инвестиции ТОАЗ оцениваются в 40 млрд рублей. Основная часть суммы (25 млрд рублей) должна пойти на постройку в Тамани грузоприемной инфраструктуры. Оставшиеся средства вложат в объекты, необходимые для организации поставок из Тольятти. Учитывая сложности с импортом оборудования, источники не исключают возможности изменения срока запуска первой очереди терминала.