Ученые выяснили, вулканы больше добавляют углерода или забирают

В новом исследовании, опубликованном в Journal of Geophysical Research: Biogeosciences, Чжун и его коллеги обнаружили, что вулкан на северо-востоке Китая ежегодно выделяет небольшое количество углерода. В геологических временных масштабах это может оказать значительное влияние на углеродный цикл нашей планеты.

Вулканические районы продолжают выделять углекислый газ еще долгое время после окончания извержений. И наоборот, атмосферный углекислый газ (CO2) постоянно удерживается в минералах на поверхности Земли в результате процесса, называемого силикатным выветриванием. Вопрос о том, выделяют ли вулканы больше CO2 в результате дегазации или улавливают больше CO2 в результате выветривания силикатов, остается открытым.

Авторы нового исследования изучили, является ли вулканический район Чанбайшань на северо-востоке Китая чистым источником или поглотителем атмосферного углерода. Этот регион был активен по крайней мере 2,7 миллиона лет, но он не извергался с 1903 года, что делает этот район идеальным местом для анализа долгосрочной утечки углерода.

В течение двух полевых сезонов авторы исследования прочесывали район Чанбайшань в поисках рек и ручьев. Они собрали образцы воды примерно с двух десятков мест и использовали радиоуглеродное датирование, чтобы оценить количество «глубинного углерода», то есть углерода из недр Земли, который просочился в воду. Они сравнили оценки глубокого углерода с оценками углерода, включенного в минералы в результате выветривания силикатов.

Исследователи обнаружили, что регион Чанбайшань является небольшим чистым источником углерода. Каждый год регион выбрасывает как минимум на 600 тонн углерода больше, чем поглощает — примерно столько же ежегодно выбрасывает в атмосферу 41 средний человек. Это кажется небольшим, но в геологических временных масштабах воздействие может быть значительным.

Исследователи отмечают, что вулканический регион Чанбайшань — лишь один из многих в мире. Будущая работа должна исследовать более широкие области, чтобы получить полное представление о том, какой вклад вулканы вносят в углеродный цикл Земли.